Тягачи
Многие перевозчики уже три года не пополняли автопарк: сначала была пандемия, затем СВО, санкции и нестабильный валютный курс.
Сейчас средний возраст парка составляет более 20 лет. Следствие устаревания автопарка — повышение аварийности на дорогах, снижение безопасности перевозок.
Совсем скоро российскому бизнесу потребуется примерно 25 тыс. единиц магистральных тягачей с колесными формулами 6X2 и 4X2.
Мощности российского автопрома не могут в полном объеме удовлетворить потребность транспортной отрасли в коммерческой грузовой технике. После введения западных санкций с российского рынка ушли производители «Большой семерки» (группа основных европейских производителей тяжёлой грузовой техники). От поставок таких тягачей по параллельному импорту многие компании отказываются из-за высокой стоимости, которая в прошлом году увеличилась на 70%. Что касается китайских тягачей, то выход новых моделей затягивается из-за роста сроков сертификации в условиях ажиотажного спроса. За год китайские производители почти в 50 раз нарастили объем поставок грузовой техники в Россию: в 2021 г. продано 0,2 тыс. единиц техники, в 2022 г. — 4,8 тыс. единиц.
В итоге уже в этом году дефицит тягачей может достигнуть 55%.
Специалисты полагают, что для решения проблемы нужно снизить таможенные пошлины на автотранспортные средства. Один из вариантов — на два года ввести нулевую пошлину на ввоз тягачей категории Евро-5 и выше. С одной стороны, это поможет повысить безопасность и экологичность грузоперевозок в России, с другой — временно восполнить нехватку тягачей. А у отечественных производителей появится время на то, чтобы нарастить объем выпуска техники.
При этом поддержанию текущего парка будет способствовать расширение перечня параллельного импорта неучтенных автозапчастей (включая позиции и бренды) для иностранных грузовых транспортных средств.
Водители
По некоторым данным, на сегодняшний день в России не хватает около 160 тыс. дальнобойщиков. Нехватка водителей грузовиков составляет 27%. Эта цифра достаточно быстро увеличивается. При этом средний возраст дальнобойщика составляет 52-53 года. Молодежь не сильно тянет в профессию. Из-за нехватки персонала уже сейчас простаивает 14% фур.
Для решения проблемы чиновники предлагают повышать престиж профессии. Однако сами дальнобойщики уверены, что повышение заработной платы подействует намного лучше.
Кроме того, специалисты обращают внимание на тот факт, что количество автошкол, которые обучают именно водителей грузовиков существенно сократилось в последние годы. Эксперты уверены, что для существенных изменений в отрасли нужна полноценная федеральная программа подготовки кадров. Необходимо предусмотреть целевое финансирование на обучение водителей, увеличить количество автошкол, которые готовят водителей категории «Е», и выделить средства на оснащение автодромов новой техникой.
В крупных регионах идут разговоры о скором запуске беспилотных грузовиков, но решить проблему эта инициатива сможет нескоро.
Источник:
https://news.ati.su/article/2023/04/05/biznes-mozhet-stolknutsja-s-defitsitom-tjagachej-776588/