ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию) подготовила «Обзор морского транспорта 2024 года», в котором с разных сторон анализирует текущее состояние и перспективы мировой морской отрасли.
Главные темы отчета
1. Уязвимости узких мест угрожают глобальным цепочкам поставок
Стратегически важные морские пути, такие как Суэцкий и Панамский каналы, Красное море, становятся все более уязвимыми для последствий изменения климата, геополитических конфликтов и региональной нестабильности. Полагаясь на узкие места в надежде сократить время и расходы на поездку судоходные компании в итоге сталкиваются с ростом издержек и задержками, что в конечном итоге влияет на глобальные цепочки поставок.
ЮНКТАД призывает к:
• укреплению международного сотрудничества для защиты ключевых морских узких мест от геополитических и климатических рисков,
• инвестициям в устойчивость этих критических маршрутов путем улучшения инфраструктуры, улучшения систем раннего оповещения, механизмов мониторинга и содействия региональному сотрудничеству,
• повышению координации между странами для обеспечения бесперебойных торговых потоков и предотвращения будущих сбоев.
2. Морская торговля восстанавливается, но риски сохраняются
Мировая морская торговля выросла на 2,4% в 2023 году, восстановившись после спада 2022 года, но риски, связанные с геополитической нестабильностью и изменением климата, продолжают оказывать давление на долгосрочное восстановление. Операционная среда остается сложной. Ожидается, что контейнерная торговля, которая выросла всего на 0,3% в 2023 году, столкнется с дальнейшими трудностями, если глобальные цепочки поставок не стабилизируются.
ЮНКТАД призывает к:
• срочным инвестициям в устойчивую инфраструктуру на ключевых торговых путях и диверсифицированным судоходным коридорам для снижения зависимости от уязвимых узких мест;
• содействию региональным торговым соглашениям для снижения зависимости от дальних судоходных маршрутов и поощрения внутрирегиональной торговли.
3. Рост тарифов на грузоперевозки приводит к инфляции и угрожает экономическому росту
ЮНКТАД призывает к:
• усилению мониторинга мировых рынков грузоперевозок для лучшего понимания движущих факторов роста расходов;
• реализации таких политических решений, которые защищают уязвимые экономики от инфляционного давления;
• международному сотрудничеству для оптимизации глобальных цепочек поставок, снижения транспортных расходов и повышения прозрачности ценообразования на грузоперевозки;
• поддержке малых островных развивающихся государств и наименее развитых стран для смягчения экономической нагрузки, вызванной ростом транспортных расходов, и обеспечения продовольственной безопасности в этих регионах.
4. Декарбонизация судоходства требует более быстрого обновления флота
ЮНКТАД призывает:
• увеличить инвестиции в низкоуглеродные судоходные технологии и разработку альтернативных видов топлива для ускорения декарбонизации морского сектора;
• принять более строгие нормативные рамки и финансовые стимулы для стимулирования обновления флота и утилизации старых, неэффективных судов.
5. Улучшение упрощения процедур торговли и повышение производительности портов имеет решающее значение
ЮНКТАД призывает к:
• ускоренному внедрению цифровых технологий, таких как искусственный интеллект и блокчейн, для улучшения работы портов, снижения перегрузки и повышения эффективности цепочки поставок;
• вложению средств в модернизацию инфраструктуры и интеллектуальные портовые системы для оптимизации процессов обработки грузов и перевалки;
• развитию инфраструктуры, устойчивой к изменению климата;
• укреплению государственно-частных партнерств для обеспечения устойчивости портов к экстремальным погодным явлениям и другим сбоям.
По мнению авторов отчета, решая все эти проблемы, отрасль может защитить мировую торговлю и продолжить стимулировать экономический рост, одновременно снижая свое воздействие на окружающую среду.
Пишем о международной логистике и торговле в ТГ-канале https://t.me/optimalogistic . Подписывайтесь!
Источники:
https://www.tks.ru/logistics/2024/10/23/0002/
https://gcaptain.com/key-insights-from-unctads-2024-review-of-maritime-transport/