Предполагается, что перечень товаров, для поставок которых введут параллельный импорт, то есть ввоз в Россию без прямого разрешения правообладателей, будет довольно широким. С предварительной версией списка уже ознакомились представители ведущих СМИ. В нем представлена вся номенклатура потребительских и промышленных товаров, а также сырья, за исключением сельскохозяйственной продукции.
Перечень содержит 72 позиции. В таможенной номенклатуре это группы с 26-й по 97-ю, включающие всю ввозимую продукцию — от минерального сырья до потребительских товаров, оборудования и транспортных средств.
Работы по подготовке перечня продолжаются. Минпромторг будет утверждать его с учетом предложений отраслевых ведомств.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) – главный сторонник легализации параллельного импорта. Ее эксперты говорили, что мера позволит насытить внутренний рынок оригинальными товарами и даже снизить цены. В ФАС заявили, что важно защитить локализованные предприятия, обеспечивающие непрерывное производство.
Теперь за ввоз параллельного импорта по списку компаниям не будет грозить ответственность (до сих пор с импортера в такой ситуации могли взыскать штраф до 5 млн руб.). Полного возвращения к полулегальным схемам все же не будет, и завести под видом сигарет, например, компьютеры и одежду не получится. Товар придется точно так же декларировать. Просто сотрудники таможни не будут проверять, есть ли компания, которая хочет ввезти товар в списке уполномоченных лиц правообладателя.
Для мониторинга подобных поставок будут использоваться специальные механизмы. Так, могут быть автоматизированы выборки из баз данных в зависимости от статуса компании. Предусмотрены и другие меры ФТС, которые должны способствовать облегчению ввоза импорта. Таможня уже снизила в разы контрольную нагрузку, включая количество досмотров, пересмотрела более 200 общероссийских и 100 региональных профилей риска. Примерно на 3 тыс. (до 14 тыс.) расширится «зеленая» категория участников внешнеэкономической деятельности. На такие компании приходится 80% декларирования и 90% таможенных платежей.
После максимальных объемов ввоза в январе-февраля импорт в РФ уже сократился приблизительно на третью часть. В марте на торговле начали сказываться логистические ограничения. В портах Северо-Запада оборот снизился минимум в два раза. Отправители столкнулись с дополнительными проверками на таможнях европейских стран, увеличением контроля за транзитными грузами.
Мера параллельного импорта не является полноценным переходом на международный принцип исчерпания прав. Однако решение позволит создать альтернативные каналы поставок. Это особенно актуально в ситуации, когда дилер или зарубежная компания остановили поставки в Россию, а ввоз без их разрешения ограничен. Так, например, импортеры смогут закупать запчасти в Казахстане или ОАЭ. Это приведет к переориентации логистических потоков, ведь раньше поставки шли из Европы. Вместе с тем, проблемы импорта попавших под санкции товаров решены все равно не будут. Американские и европейские регуляторы будут тщательно следить за их оборотом. Соответственно, любая компания-поставщик рискует попасть в черный список.
Вместе с тем иностранный бизнес не доволен решением правительства. В Ассоциации европейского бизнеса отмечали, что легализация этой меры противоречит долгосрочным интересам России и негативно влияет на инвестиционный климат страны.
Что касается темы импортозамещения, то специалисты считают, что ее никто не снимал с повестки дня, тем более в нынешней ситуации. Они полагают, что риски для импортозамещения отсутствуют по нескольким причинам, а именно: не все товары можно импортозаместить, кроме того, параллельный импорт однозначно будет стоить существенно дороже. Однако существует высокотехнологичная продукция, которую невозможно делать в стране. При этом важно отметить, что ни одно государство в мире не производит самостоятельно абсолютно все.
Источник:
https://www.kommersant.ru/doc/5284055
https://www.kommersant.ru/doc/5283552