Рост железнодорожных тарифов был утвержден Правительством РФ по наиболее чувствительному для грузоотправителей сценарию – на 11% с 1 июня. Льготы на перевозки угля на лето будут отменены. Импорта потребительских товаров и внутренних перевозок продовольствия и стройматериалов повышение не коснется. Участники рынка говорят о внезапности окончательного решения и его исключительной выгоде для ОАО РЖД. Кроме того, дополнительная нагрузка на грузоотправителей приведет к снижению погрузки, поэтому и эта выгода будет краткосрочной.
Распоряжение правительства, утверждающее дополнительную индексацию грузовых железнодорожных тарифов на 11% с 1 июня, было опубликовано 28 мая. Дополнительная индексация не коснется импортных перевозок потребительских товаров, перевозок во внутригосударственном сообщении продовольственных товаров и минерально-строительных грузов. С 1 июня до 31 августа отменят понижающие коэффициенты на перевозку угля, а именно 0,4 за дальность и 0,895 для перевозок энергетического угля на экспорт. Об этом сказано в приказе ФАС от 26 мая. При этом Федеральная антимонопольная служба назвала данное решение «разовой дополнительной мерой», которая «позволит в запланированном объеме реализовать инвестпрограмму ОАО РЖД».
Общий объем финансирования, недополученного ОАО РЖД вследствие общего снижения погрузки и грузооборота, а также удорожания кредитных ресурсов и инфляционного давления, превышает 620 млрд руб.
Изначально предусматривалось три варианта сокращения дефицита инвестиционной программы. Они представляли собой комплекс мер, включая дополнительную индексацию тарифа на 1,4–11%. При этом дефицит инвестпрограммы все равно сохранялся на уровне 220-246 млрд рублей.
Вариант с индексацией на 11% с 1 июня приносил ОАО РЖД 90,3 млрд руб. дополнительных доходов по этой статье. Эта сумма близка к той, о которой говорил первый вице-премьер А. Белоусов. Он пояснял, что «правительством и компанией приняты решения по снижению дефицита финансирования более чем на 290 млрд руб. путем предоставления средств ФНБ на инвестиционную программу и отсрочек по уплате страховых взносов», и «нагрузка на бюджет в три раза превышает тот объем средств, который может быть получен в результате повышения тарифов».
Индексация в 11% была предложена исходя из того, что инфляция будет 20%. Но в последние недели она существенно замедлилась. Кроме того, учитывался курс 120 руб. за доллар, а сейчас он на уровне 67 руб. Можно говорить о том, что обосновывающие материалы формировались в марте в хаотичных условиях и с тех пор не подвергались корректировке.
Участники рынка сетуют на неожиданное, внеплановое увеличение расходов. По их мнению, подобные решения должны публиковаться за 10 дней до вступления в силу.
Предположительно, среди грузоотправителей больше всего пострадают угольщики, в первую очередь кузбасские, так как остальные регионы расположены ближе к портам. Правительство полагает, что компромиссом стала лишь кратковременная отмена понижающих коэффициентов за дальность. Однако на восток хотят ехать многие, а жертвуют только угольщики. Если бы инвестиционная программа по Восточному полигону с расширением со 144 до 158 млн тонн в 2022 году была выполнена, то места хватило бы даже на дополнительные грузы.
Есть еще мнение, согласно которому от вводимых мер пострадает вся промышленность. В стране сильно вырастет инфляция. Такие решения выгодны исключительно РЖД, правда в краткосрочной перспективе, и никак не помогут в улучшении ситуации с грузовыми перевозками. Экспорт упадет, альтернативные рынки станут непроходными из-за тарифов и акцизов. Производство и инвестиционные планы компаний неминуемо сократятся, уже обсуждается вопрос сокращения персонала. У РЖД снова встанет проблема выпадающих доходов, но уже из-за снижения отгрузки. Было бы лучше направить полученные средства на улучшение ключевых показателей эффективности, таких как скорость доставки и грузооборот.
Специалисты говорят о том, что утвержденная схема нацелена на решение проблем с финансированием бюджета ОАО РЖД, но не экономики в целом и грузообразующих отраслей. Схема не создает для РЖД стимулов решать действительно острые вопросы переориентации грузовых потоков на восток и юг, а также ускоренно расшивать узкие места.
Источник:
https://www.kommersant.ru/doc/5379545