С 1-го января текущего года размер утилизационного сбора на новые грузовики массой от 20 до 50 тонн вырос на 35%, а на прицепы — более чем в шесть раз. Доля сбора в стоимости такой техники увеличилась в среднем с 10% до 15%. Как следствие, и стоимость техники должна увеличиться на 5% и на 25% соответственно.
Это может существенно затормозить обновление автопарка транспортных компаний, которое и так претерпевает трудности на фоне санкций ЕС и ухода с российского рынка производителей грузовиков «большой европейской семерки». Среди них увеличение стоимости запчастей на 20-50%, технического обслуживания — на 30%.
Министерство промышленности и торговли РФ объясняет повышение утилизационного сбора необходимостью выравнять цены на грузовую технику в пользу российских производителей: в условиях нарушения логистических цепочек и роста курса рубля стоимость импортной техники стала ниже цен на отечественную продукцию.
Вместе с тем вне зависимости от цен действующие производители все равно не способны закрыть потребность российского рынка в грузовой технике. Объем техники, которая подлежит немедленной замене на новую, сегодня в России оценивается в 150-160 тыс. единиц в год. Внутреннее производство в состоянии покрыть только треть от этого количества.
Специалисты отмечают, что в ближайшей перспективе снизится операционная доходность перевозчиков, покупающих новую грузовую технику. Что касается тарифов, то они в большей степени диктуются рынком.
Участники рынка утверждают, что нивелировать отрицательный эффект из-за повышения утилизационного сбора могли бы следующие решения:
- приостановка действия утилизационного сбора на 4 года;
- предоставление перевозчикам льготных кредитов на выплату лизинговых платежей сроком на четыре года,
- отмена сбора на подержанную технику, ввозимую из стран ЕАЭС,
- освобождение ее от таможенных пошлин и налогов на весь срок эксплуатации.
Источник: