Власти готовят изменения в устав железнодорожного транспорта, утверждаемый федеральным законом. Цель – повысить в пять раз штраф за невыполнение перевозчиком или грузоотправителем заявки, принятой РЖД на перевозку грузов. Сейчас он составляет 10 руб. за каждую непогруженную тонну груза и от 50 до 200 руб. за непогруженный контейнер.
Зачем?
Размер штрафов не менялся с момента принятия устава, то есть почти 20 лет. С учетом уровня накопленной с 2003 года инфляции (более 500%) размер штрафа для перевозчиков и грузоотправителей, согласно законопроекту, должен быть увеличен в пять раз.
На сегодняшний день ответственность за невыполнение заявки на перевозку 60 т груза в одном вагоне составляет всего 600 руб. Величина неустойки так мала, что дает возможность злоупотреблять нормой. В итоге РЖД приходится сокращать количество заявок, которые компания может одобрить на одном конкретном направлении.
Законопроект находится в стадии обсуждения. РЖД и перевозчики отстаивают свои интересы. Минтранс предлагает повышать штраф не так сильно, как указано в документе, «с учетом текущей экономической ситуации».
Мнение РЖД
В настоящих условиях наличия на железных дорогах определенных «лимитирующих направлений» грузоотправители нередко завышают имеющуюся у них грузовую базу, создавая для себя некий резерв, который впоследствии не используется либо используется не в полном объеме. Из-за этого распределение пропускных и перерабатывающих возможностей железнодорожной инфраструктуры осуществляется на основе недостоверной информации. Это существенно осложняет работу и ущемляет интересы добросовестных грузоотправителей, которые планируют отгрузку, не завышая грузовую базу. Соответственно, повышение штрафов будет создавать мотивацию для сторон к рациональному использованию ресурсов общей инфраструктуры железнодорожного транспорта.
Мнение грузовладельцов и перевозчиков
Отсутствие нормативных сроков приема груза к перевозке и ответственности перевозчика позволяет РЖД маскировать проблему нехватки магистральных локомотивов и отстающей «расшивки узких мест», в первую очередь в направлении Дальнего Востока. Из-за неопределенности грузоотправители вынуждены заявлять объемы на два и более направлений — в надежде, что хоть куда-то РЖД согласуют заявку.
Сегодняшняя практика такова, что штрафы применяются, как правило, только в отношении грузоотправителей, а не железнодорожных операторов. Это требует добавления положения об ответственности перевозчика в случае необоснованного отказа от принятия вагонов к перевозке.
Прямое повышение штрафа не позволит повысить дисциплину и технологичность перевозочного процесса.
Источник:
https://www.rbc.ru/business/07/02/2023/63e103de9a79475029b2c35e