Биржа международных автоперевозок ATI.SU провела опрос среди белорусских грузоперевозчиков о том, как на их работу повлияли введенные ограничения на пересечение польской границы.
Более чем за месяц действия ограничений 49% опрошенных белорусских перевозчиков относительно спокойно восприняли "польский пакет санкций". При этом они подчеркнули, что будут продолжать работать с Евросоюзом. Порядка четверти опрошенных особенных изменений не заметили, отметив, что работать с ЕС было сложно весь 2022 год, однако сильно хуже не стало. 17% перевозчиков с трудом справляются с ситуацией. По их мнению, работать стало невозможно, и сейчас они подумывают переключиться на другие маршруты. 10% не ездят в европейском направлении, поэтому ограничения Польши на их не повлияли.
Из-за ограничений польских властей резко возросла нагрузка на латвийские и литовские пункты пропуска на границе с ЕС. Так за прошлую неделю скопление грузового транспорта на въезд в страны Евросоюза увеличилось на 25%. При этом постоянно фиксируются задержки сопредельной стороны в оформлении большегрузов.
Специалисты отмечают, что, если не принимать во внимание увеличение времени на простои в очередях и связанные с этим финансовые затраты, условия работы для белорусов не поменялись. Ограничения, введенные в "Кукурыках", продублировали прошлогодние санкции ЕС, распространяющиеся на Беларусь и запрещающие белорусским перевозчикам пересекать границу с Польшей. Вот уже около года все перевозки выполняются по системе перецепа/перегруза.
От запрета пострадали перевозчики из других стран – не членов ЕС, которые въезжали на его территорию через Беларусь. Это водители из Казахстана, Китая, Кыргызстана, Сербии, Молдовы, Узбекистана. Фуры из этих стран теперь тоже стоят в многокилометровых очередях на латвийской и литовской границах.
Игроки рынка приспосабливаются к текущим условиям. Однако постепенно количество перевозчиков, желающих работать со странами Евросоюза, сокращается. Белорусские компании находят новых партнеров, поставщиков, рынки сбыта в странах Средней Азии и Закавказья.
Вместе с тем польские бизнесмены из-за падения доходов после закрытия пунктов пропуска намерены подать иск о возмещении ущерба, а также требовать признать закрытие пункта пропуска незаконным и противоречащим интересам экономической безопасности Польши. Власти фактически лишили их заработка, не предоставляя взамен каких-либо компенсаций.
Источники:
https://gpk.gov.by/news/za-rubezhom/150914/