На фоне сегодняшней внешнеполитической повестки отечественная экономика начинает поворачиваться в сторону Дальнего Востока. Сейчас акцент делается на переориентацию многих сфер экономики, а не на локальные производства. Процесс коснется и сырьевого экспорта.
Специалисты говорят о том, что разворот экономики на восток начался еще в 2015 году, и с тех пор процесс продолжает свое развитие. Что касается экономики Дальневосточного федерального округа, то она развивается весьма интенсивно, со скоростью (особенно это касается промышленного производства) выше средней по России.
Разворот грузовых потоков на восток уже заметен в Приморье. В регионе работало порядка 8 крупнейших контейнерных линий. При отказе части из них от перевозок товаров в/из России на замену пришли китайские контейнерных линии в значительно большем количестве.
Различные логистические маршруты, которые сейчас не могут пролегать через западную часть страны, стали также смотреть на восток. Некоторые аналитики полагают, что отмена порядка недискриминационного доступа к железнодорожной инфраструктуре и части морских портов, определяющего приоритетность проезда грузов по загруженным БАМу и Транссибу, для перевода экспорта в восточном направлении будет напрямую зависеть от решений правительства. Предполагается, что приостановка действия ПНД (пока временная, до 1 июля 2022 года) должна обеспечить пропуск большего количества высокодоходных грузов по тем магистралям, где сейчас преобладает уголь.
Эксперты считают, что правильно расставленные приоритеты и перестроенные цепочки позволят Дальневосточным портам повысить уровень контейнерного оборота до мощностей крупнейших азиатских портов. Они говорят о том, что через БАМ и Транссиб в обе стороны отправляет порядка 2 млн контейнеров в год. Порт Пусан, к примеру, переваливает и отправляет 200 млн в год. По их мнению, рынок контейнерных перевозок перспективен именно в сторону Юго-Восточной Азии. Дальневосточные порты, в частности, порт Восточный и в бухте Троицы, и Восточный полигон имеют все шансы увеличить грузопоток и дорасти до объемов Пусана.
Специалисты рассказывают о семи глобальных проектах расширения транспортных путей Восточного полигона и полагают, что они будут реализованы при активном участии правительства.
Что касается развития ряда прибрежных регионов ДФО, то оно возможно лишь за счёт разрастания транспортной и портовой инфраструктуры. Имеющиеся мощности не приспособлены к нынешним объёмам. Без строительства новых портов не обойтись. Эксперты указывают на планы по расширению БАМ-3, Якутского кластера — это третий этап модернизации БАМа и Транссиба. Проект направлен на увеличение провозной способности из угледобывающих районов Якутии к портам Дальнего Востока, Ванино и Восточного до 140-150 млн тонн в год, а к 2024 году до 180 млн тонн.
Важен тот факт, что прямо сейчас на Дальнем Востоке реализуется около 2,5 тысяч инвестиционных проектов. Все они направлены на развитие экономики. Речь идет о строительстве новых мощностей в порту Ванино в Хабаровском крае, специализированного перегрузочного комплекса в порту Восточный в Приморье, возведении и запуске «Тихоокеанского балкерного терминала» в бухте Славянка, реконструкции и расширении угольного терминала АО «Дальтрансуголь» в Хабаровском крае и других.
Источник: