Ухудшение качества работы железнодорожного транспорта в последнее время очевидно. За последние 10 лет основные показатели РЖД ухудшились по всем основным направлениям работы.
В прошлом году погрузка сложилась примерно на уровне 2014 года. В этом году она ожидается на уровне 1,18 млрд т. Этот результат уже на 3,6% ниже данных за 2014 год. По сути, он может оказаться близким к уровню погрузки за 2003 год.
Оборот вагона за 10 лет увеличился до 21,8 сут., что на 28% хуже, чем в 2014 году. Участковая скорость за 2024 (прогноз) сократилась на 5,8%. На 8,6% сократился парк маневровых локомотивов, что в итоге негативно сказалось на вывозе грузов с путей необщего пользования.
Все это происходит на фоне беспрецедентного роста тарифов перевозчика (в частности, только в 2022–2023 гг. было по два повышения – суммарно на 44,6%).
Эксперты отрасли пришли к выводу, что основные причины ухудшений связаны с системными факторами, которые эволюционировали в течение всего времени после начала железнодорожной реформы.
Во-первых, это незавершенность структурной реформы железнодорожного транспорта. Она тихо закончилась в 2015 году, и в итоге операторская деятельность получила незаконченное правовое поле, не разделены юридически роли владельца инфраструктуры и перевозчика, уровень развития информационных технологий недостаточен, система мотивации персонала по элементам управления не приведена в соответствие с KPI, доступ к предоставлению услуг тяги для частных операторов оказался затрудненным, вопросы развития инфраструктуры исключены из периметра реформы.
Во-вторых, при выстраивании жесткой вертикали с концентрацией всех решений на уровне центрального аппарата ослаблены местная работа и взаимодействие между бизнес-блоками.
В-третьих, не решены технологические проблемы управления: основной акцент сделан на полигонных технологиях и общесетевых решениях без поправок на особенности региональной работы. Это привело к ухудшению вывоза грузов на уровне станций и полигонов железных дорог. Не было найдено решений по взаимодействию перевозчика с операторами при управлении частным парком.
В-четвертых, не решены вопросы по развитию инфраструктуры, дефицит провозной способности не преодолен.
В-пятых, в ОАО «РЖД» наблюдается острый дефицит кадров массовых профессий и снижение качества подготовки менеджмента.
В-шестых, в ходе преобразований ослабла роль государственного регулирования, хотя речь идет о крупной монополии.
Пишем о проблемах транспортной сферы в ТГ-канале https://t.me/optimalogistic . Подписывайтесь!
Источник: