Потихоньку готовимся к новогодним трапезам – «Оливье», «Селедочка под шубой», бутерброды с красной икрой и сливочным маслом, запеченная курочка, мандарины, шоколад, шампанское. В этом году такая подготовка подорожала.
В «Руспродсоюзе» подсчитали стоимость набора 19 основных продуктов для новогоднего стола. В этом году она составила чуть больше 8,1 тыс. рублей, увеличившись на 11,4%. Перечень продуктов и их цены вы можете видеть на картинке. Лидером роста стало сливочное масло, которое в ноябре за год прибавило 31%. Среди подешевевших продуктов — мясо курицы, оно потеряло в цене 7%.
Почему дорожают продукты? Ну с мандаринами все понятно: они у нас не растут и едут сюда из-за рубежа (Марокко, Египет, Китай, страны Южной Африки, Абхазия, в конце концов). А импорт последнее время постоянно дорожает.
Но что не так с овощами? Что у нас моркови или свеклы своей нет? На них-то почему цена растет?
Да-да, даже если товар произведен/выращен в России он вполне себе может дорожать. Здесь нужно принимать во внимание наши внутренние факторы: тут и высокая ключевая ставка, и рост цен на сельхозтехнику, растущие ставки лизинга и другие сопутствующие затраты, не всегда благоприятные климатические условия и многое другое. Та же сахарная свекла остается одной из наиболее импортозависимых культур: до недавнего времени доля отечественных семян культуры не превышала 2% от потребности рынка. Несмотря на рост отечественного производства, квоты на ввоз семян из недружественных стран были увеличены.
Ключевая причина роста цен на сливочное масло — рост себестоимости производства по всей цепочке от сырья до полки. Есть и другие факторы, давящие на общую стоимость продукции. Так, например, еще в августе молоко подорожало до 20%, логистика — на 30–35%. На процесс повлиял и рост ключевой ставки, инфляция и другие факторы. И вообще масло дорожает не только в России, но и во всем мире.
Что касается сыра, то основные тенденции этого рынка заключаются в масштабном увеличении объемов импорта в физических показателях. Ключевыми компаниями-поставщиками сыра становятся компании Беларуси. Что же до сыров отечественного производства, то они дорожают из-за роста цен на молоко, который связан с повышением стоимости кормов, ветпрепаратов и электроэнергии, недостаточного производства молочного жила, подорожания логистики.
Колбаса. Российский рынок колбасных изделий и мясных деликатесов на 98% состоит из продукции собственного производства, а как работают в нынешних условиях производства и на сколько там развито импортозамещение в плане оборудования и сырья мы с вами прекрасно знаем. Сюда же можно добавить, к примеру, рост цен на живых свиней и полутуши из-за случаев африканской чумы свиней (АЧС) на юге страны и напряженной обстановки в Курской области, увеличение стоимости грудинки из-за открытия экспорта в Китай и многое другое.
Шоколадные конфеты. Тут причины роста цен следующие: скачок стоимости какао-бобов на мировых рынках из-за плохого урожая в Кот-д'Ивуаре и Гане, рост цен на кондитерские жиры, молочные продукты и орехи, повышение стоимости упаковки, увеличение логистических затрат, установление повышенных импортных пошлин на продукцию из недружественных стран, в том числе на какаосодержащие продукты, нехватка кадров и транспортных средств.
С шампанским все грустно. Говорят, россияне стали реже покупать импортное игристое вино из-за роста цен. За десять месяцев 2024 года продажи зарубежного игристого вина в натуральном выражении снизились на 10% год к году. Наиболее ощутим этот спад в категории недорогих вин: итальянского Prosecco и испанской Cava. На полках эти напитки подорожали в полтора-два раза после увеличения ввозных пошлин на вина из недружественных стран.
Про яйца даже говорить не будем. Не так давно страницы всех газет пестрели этими «яичными заголовками».
Из хорошего: дешевеет мясо птицы. Это в первую очередь связано с активным наращиванием производства в этом году.
Пишем об экономике и финансах в контексте международной логистики и торговли в ТГ-канале https://t.me/optimalogistic . Подписывайтесь!
Источники: