Почему падает погрузка на сети РЖД?
В конце прошлой недели состоялся брифинг замглавы РЖД Алексея Шило. Приводим главные его высказывания, делая акцент на цифрах, и скажем пару слов о погрузке (на этот счет, кстати, недавно высказался первый вице-премьер Андрей Белоусов).
Перевозки с Китаем
42,5 млн тонн перевезено за I квартал (плюс 8% к I кварталу 2023 г., плюс 3,2 млн тонн). Через китайские погранпереходы рост перевозок составил 21%, через морские порты – 3%. 7-мипроцентный рост ожидается в сообщении с Китаем в этом году. 36% составил рост перевозок в сообщении с Китаем по итогам прошлого года по сравнению с годом ранее – до 161 миллиона тонн.
Транзит из Китая в Европу через РФ
44% составил рост контейнерного транзита между Китаем и Европой в I квартале, это почти 90 тыс. TEU. От 5 до 7 дней доставляют грузы по ж/д от границ Китая до границ ЕС, что в среднем в 3-5 раз быстрее, чем по морю. На 68% к аналогичному периоду прошлого года вырос транзит между Белоруссией и Китаем, суммарно перевезено порядка 135 тыс. TEU. 30-40%, согласно прогнозу, составит рост транзитных перевозок из Китая в Европу во II квартале.
Восточный полигон
162,2 млн тонн планируют РЖД в 2024 году перевезти через контрольное сечение Восточного полигона, что на 7,7% больше, чем в 2023 году. Более 60% перевезенных грузов составит угольная продукция (111 млн тонн), еще 50 млн тонн - неугольная, контейнеров планируется перевезти 9% (более 15 млн тонн), нефтепродуктов - 8% (13,4 млн тонн) и черных металлов – 4% (порядка 6 млн тонн).
Порядка 2% прирост перевозок через контрольное сечение за первый квартал 2024 года. 150,5 млн тонн грузов было перевезено через сечение по итогам 2023 года.
Контрольное сечение - условная черта, проходящая по БАМу в районе Комсомольска-на-Амуре и по Транссибу в районе Хабаровска. По нему определяется суммарная провозная способность Восточного полигона - объем грузов, который может быть доставлен на Дальний Восток из западной части страны.
Загрузка терминалов Дальнего Востока
На 51% загружены портовые контейнерные терминалы Дальнего Востока. 22 контейнерных поезда в сутки шли на Дальний Восток в 2023 году.
Провозные мощности
30 млн тонн в год ожидается прирост провозных мощностей после ввода в эксплуатацию ВСМ Москва - Петербург. На 400 км сократится тарифное расстояние для грузоотправителей.
Погрузка
9,5 млн тонн – объемы потерь погрузки в I квартале 2024 года. 295,9 млн тонн составила погрузка на сети РЖД в I квартале 2024 года, снизившись на 3,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. До 102,6 млн тонн (на 2,7%) ожидается снижение погрузки РЖД в апреле.
Основные причины: снижение спроса на перевозки угля в южные порты, снижение перевозки строительных грузов из-за окончания ряда больших строек в регионах, снижение перевозки железной руды на фоне неблагоприятных погодных условий и корректировки работы предприятий.
Показатель начал падать в 2022 году, с начала 2023 года погрузка постепенно восстанавливалась, но с октября вновь перешла к снижению и по итогам года сократилась на 0,2% к 2022 году. РЖД в 2024 году планировали перейти к росту в 2,7%.
Сейчас планируется уточнить прогнозы с грузоотправителями, чтобы принять решение, сможет ли РЖД выйти на параметры, заложенные в финансовом плане, или нет.
А что Белоусов?
Первый вице-премьер Андрей Белоусов по итогам отраслевого совещания поручил Минтрансу и РЖД разобраться с причинами снижения погрузки на железной дороге на фоне приостановки поставок угля на терминал в Тамани и подготовить предложения по исправлению ситуации. Также он инициировал создание «инцидента» по решению вопросов, связанных с вывозом грузов по железной дороге, в Минтрансе будет создана профильная рабочая группа.
Источники:
https://www.rbc.ru/business/08/04/2024/660da8439a79470062eb0232?from=from_main_1
https://morvesti.ru/news/1678/108524/
https://www.alta.ru/logistics_news/109550/
https://www.alta.ru/logistics_news/109534/
https://www.tks.ru/logistics/2024/04/05/0001/
https://www.alta.ru/logistics_news/109551/
https://portnews.ru/news/361630/
https://www.alta.ru/logistics_news/109552/