Грузооборот Большого морского порта Санкт-Петербурга (БМПСПб), начав расти во втором квартале этого года, по итогам полугодия превысил показатели первой половины 2022 года и заметно приблизился к показателям докризисного 2021 года. Рост пока небольшой — всего 4,4% к аналогичному периоду прошлого года, до 22,4 млн тонн, что на 25% меньше, чем в первом полугодии 2021 года (30,6 млн тонн). Налицо положительная тенденция, причем, весьма энергичная — за второй квартал 2023 года грузооборот вырос на 47% к соответствующему периоду 2022 года.
В чем причина роста?
Открытие новых морских линий. В их числе:
маршрут транспортной группы Fesco, наладившей грузоперевозки между БМПСПб и Китаем и Индией (через индийский порт Мундра);
линейный сервис между Петербургом и Стамбулом, который в феврале запустил «Рускон»;
прямой морской контейнерный сервис оператора международных контейнерных линий «Транзит» из Китая в Санкт-Петербург по маршруту Шанхай — Нинбо — Сямынь — Наньша — терминал КТСП (входит в Первую Портовую Компанию);
прямой контейнерный сервис между «Петролеспортом» и Китаем и Малайзией международной судоходной контейнерной компании Mountain Air Shipping, со штаб-квартирой в Дубае;
регулярные перевозки пятью контейнеровозами (2,5 тыс. TEU каждый) между «Первым контейнерным терминалом», контролируемым группой «Дело», и китайскими портами Циндао, Шанхай и Гуанчжоу, организованные китайской транспортной компанией Hainan Yangpu Newnew Shipping (группа Torgmoll);
сервис на Санкт-Петербург от компании OVP Shipping.
Наращивание грузоперевозок с Калининградом и увеличение грузооборота белорусских грузов, главным образом через порт «Бронка».
Не преодоленный пока дефицит портовых мощностей в российских портах на юге (в Черном, Азовском и Каспийском морях), а также перегруженность Восточного полигона российских железных дорог, и рентабельность перевозки через БМПСПб благодаря соответствующей тарифной политики РЖД и государства.
А что с контейнерами?
При этом основной вклад в динамику грузооборота БМПСПб дают неконтейнерные грузы. Об этом косвенно свидетельствует статистика — объём перевалки сухих грузов вырос (к прошлому году) на 17,2%, в то время как контейнерные перевозки еще в первом квартале продолжали падать на 59% к аналогичному периоду 2022 года.
Организовать перевозку неконтейнерных грузов гораздо проще, чем контейнерных, а по маржинальности первые заметно уступают вторым. Соответственно, отставание от 2021 года в деньгах наверняка гораздо большее, чем в тоннах, и восстановление финансовых показателей будет происходить гораздо медленнее, чем физических.
Каковы перспективы?
Основной вклад в бизнес БМПСПб в последние годы давали контейнерные перевозки, поэтому полноценное восстановление порта займет два-три года. При этом перспективы БМПСПб больше всего зависят не столько от усилий грузоперевозчиков, сколько от конкурентоспособности российских товаров на мировых рынках. С уходом Европы в качестве рынка сбыта российских товаров, порт может перенаправить эти объемы в Азию, Африку и Латинскую Америку и даже прирастить грузовую базу по сравнению с 2021 годом.
Однако по мере наращивания провозной способности железной дороги в восточном и южном направлениях, другие российские порты смогут перетянуть на себя часть грузов, которые сейчас идут через БМПСПб — в силу более короткого транспортного плеча при сообщении с Африкой и Азией, особенно, с Дальним Востоком. Тогда на восстановление грузооборота БМПСПб уйдут десятки лет.
Важным фактором является изменение специализации БМПСПб. Раньше преобладали импортные контейнерные перевозки «дорогих» (высокодоходных) высокотехнологичных грузов — сейчас восстановление происходит за счет экспорта более дешевых сырьевых грузов, в том числе удобрений, зерна, угля. Из импортоориентированного и самого большого контейнерного порта страны БМПСПб превращается в обычный экспортный сырьевой порт. Роль порта в экономике Петербурга заметно снижается, поскольку добавленная стоимость от перевалки сырья гораздо ниже, чем от контейнерных грузов.
Напомним, грузооборот морских портов Балтийского бассейна во втором квартале 2023 г. составил 129,8 млн тонн (+5,2%), из них объём перевалки сухих грузов составил 57,0 млн тонн (+17,2%), наливных грузов –72,8 млн тонн (-2,6%). Грузооборот портов Усть-Луга составил 61,6 млн т (+5,5%), Приморск — 34,2 млн т (+12,2%), Большой порт Санкт-Петербург — 22,4 млн т (+4,4%), Высоцк — 6,5 млн т (-18,2%).
Источник:
https://www.rbc.ru/spb_sz/16/07/2023/64b3ba509a79473428ccff32