Ассоциация «Грузавтотранс» направила письмо президенту России и в Госдуму с просьбой отменить так называемую весеннюю просушку дорог в 2025 году. Участники рынка автоперевозок уверены: если этого не сделать, многим представителям отрасли грозит разорение, кроме того, могут вырасти цены на продукты и другие потребительские товары.
В чем причина?
Почему так произошло, ведь весенняя просушка – это ежегодное мероприятие? В «Грузавтотрансе» объясняют: раньше просушка тоже действовала, однако контроль за ее соблюдением был нестрогим. Ассоциация уверяет, что автоперевозчики «вынуждены были идти на нарушения, чтобы поддержать жизнеспособность предприятий» и «чтобы экономика не рухнула».
Однако в течение последнего года в стране значительно увеличилось количество автоматических пунктов весогабаритного контроля (АПВГК), которые охватили почти все региональные трассы. Сейчас на федеральных и региональных трассах функционирует более 500 АПВГК. С марта 2025 года их планируется объединить в единую информационную сеть, что резко увеличит их эффективность.
В период весенней просушки, когда требования к весу грузовиков резко увеличиваются, даже пустая магистральная фура (которая сама по себе очень тяжелая), проезжая через АПВГК, рискует получить штраф от 375 тыс. до 600 тыс. рублей за перевес. В регионах весной ограничения на ось составляют от 3 до 6 т в зависимости от дороги. Масса же пустого самосвала достигает 12 т, а магистрального тягача — 8–9 т. Если фура передвигается с пустым прицепом, то на передней оси будет нагрузка 6 т, а на второй — 3,6 т.
В период весенней просушки из-за АПВГК на региональных дорогах может быть парализована работа многих перевозчиков. Они грозятся, что просто остановят на месяц перевозки, чтобы не собирать миллионные штрафы. В итоге перевозчики просто перестанут ездить в населенные пункты, к которым нет доступа по федеральным трассам. Что же до вынужденного объезда региональных трасс, которые находятся на просушке, по федеральным дорогам, то в этом случае пробег увеличивается на 20–200 км, а срок доставки — на 1–5 часов в зависимости от направления. В результате растут расходы перевозчиков на топливо и зарплату водителей.
А может на «Газелях»?
Специалисты уверяют, что перевозки «Газелями» проблемы не решат, так как повлекут расходы на аренду малотоннажного транспорта и на изменение логистических схем. Перевозки несколькими маленькими грузовиками вместо одного большого получаются дороже. Рост цен на услуги для клиентов приведет к потере конкурентоспособности транспортных компаний. В результате перевозчики столкнутся с резким снижением рентабельности бизнеса.
Чем это грозит?
В условиях снижения рентабельности дополнительная финансовая нагрузка от штрафов может привести к уходу с рынка большого количества перевозчиков и нехватке транспортных средств. Убытки от простоя автопарка могут быть значительными. К ним прибавятся штрафы за отмену контрактов.
Что делать?
Участники рынка приводят в пример опыт Московской области, где с 2018 года весеннюю просушку отменили на 270 дорогах регионального значения. Власти региона приняли это решение, расценив, что «остановка предприятий может пагубно сказаться на экономике региона, проще и дешевле отремонтировать дороги».
Если говорить об организации временных логистических хабов для перегрузки товаров с одного транспорта на другой, то нужна инфраструктура, которой недостаточно в регионах. Выходит, сейчас альтернативы фурам нет. Есть вариант минимизировать убытки от весенней просушки через создание «зеленых коридоров» для оперативной доставки грузов первой необходимости.
Для снижения ущерба для региональных дорог можно рекомендовать строить их с использованием более устойчивых к нагрузкам материалов.
Последние новости грузоперевозок и ВЭД ищите в ТГ-канале https://t.me/optimalogistic . Подписывайтесь!
Источник: