Обстоятельства сегодняшнего дня оказали определенное влияние и на сферу железнодорожных перевозок.
Ограничения
Помимо очевидных ограничений грузовых перевозок на Украину и через нее введены также ограничения на въезд Финскими железными дорогами в отношении отдельных грузоотправителей и собственников вагонов. Движение через остальные сухопутные погранпереходы осуществляется в обычном режиме.
РЖД отменила штрафы и сборы за непредъявление грузов, следующих на Украину и через Украину, организовала бесплатные консультации по техническим условиям перевозок грузов, упростила процедуру заключения договоров на подачу-уборку вагонов.
Приоритетность приема грузов
В марте были ввели новые правила доставки товаров по железнодорожной сети. Они более детально описывают приоритетность приёма грузов к перевозке с акцентом на социально значимые грузы и грузы для внутренних нужд страны. Сразу после грузов для нужд силовых ведомств (Минобороны, ФСБ, МЧС и т.д.), в перечне идут социально значимые грузы. Далее — грузы для ЖКХ, энергетики и посевной. Затем – грузы по долгосрочным договорам. Потом — грузы для предприятий непрерывного производства, продукция моногородов и перевозки для обеспечения нацпроектов. После следует сырьевой экспорт в специализированном подвижном составе (например, в цистернах), внутрироссийские маршрутные перевозки, грузовые экспрессы и контейнерные грузы во внутреннем и экспортно-импортном сообщении. Далее несырьевой, зерновой, продовольственный экспорт и следом за ним контейнерный транзит. Предпоследнее место занимает весь экспорт коксующегося угля и антрацита из Кузбасса, Хакасии, Бурятии и Тувы. Замыкают список поставки этих же грузов из остальных регионов и экспорт энергетического угля.
Переориентация на восток
В РЖД отчитались о переориентации с начала марта более 2,5 млн тонн грузов. К середине месяца грузоотправители подали заявки на дополнительный вывоз 15 млн тонн грузов в направлении Восточного полигона. Только за половину марта дополнительно заявлено порядка 700 тысяч тонн грузов, которые на восток раньше не направлялись и не двигались.
Все это свидетельствует о значительном росте объемов перевозок несырьевых грузов на Дальний Восток, существенно возросшей нагрузке на восточном направлении страны и концентрации внимания РЖД на доставку несырьевых грузов именно по этому маршруту. Это касается в первую очередь внутрироссийских перевозок. Во вторую — тех предприятий, у которых нет возможности перевозок на экспорт помимо маршрутов через Дальний Восток.
В этой связи возникает проблема синхронизации процессов ж/д и морских отправок, брошенных поездов и невозможности прибытия грузов в порт, когда морская линия не работает. Переориентирование грузопотоков на сети РЖД требует ручной отладки многих рабочих процедур.
Источник: