Переломные тенденции наблюдаются на мировом рынке контейнерного фрахта. В октябре 2022 года были созданы условия для значительного снижения долгосрочных ставок морских фрахтов. Это связано с резким падением спотовых ставок, отсутствием пикового сезона и уменьшением загруженности портов, высвобождающих пропускную способность.
После сентябрьского снижения на 1,1% (первое падение с января 2022 года) глобальные контрактные ставки упали всего на 0,6% в этом месяце. Такое падение как раз указывает на происходящие на рынке процессы.
По ключевым торговым коридорам, таким как Дальний Восток и Западное побережье США, спотовые ставки резко упали с лета. Долгосрочные ставки обычно наверстывают упущенное спустя несколько месяцев.
Сейчас существенное снижение ставок по долгосрочным контрактам наблюдается на отдельных крупных маршрутах, например, с Дальнего Востока в Европу. Новые долгосрочные ставки по контрактам с Дальнего Востока до Средиземноморья упали на 30% с конца сентября и на 12,4% в портах Северной Европы. Это при том, что спотовый коллапс еще не достиг больших масштабов. В результате в этом месяце все активные контракты по обоим направлениям упали на 13,5% и 8,3% соответственно.
В этом месяце был отправлен на утилизацию первый с марта 2021 года контейнеровоз вместимостью более 1000 TEU (32-летний Mathu Bhum). Прежде высокий спрос на тоннаж, теперь сокращается. Вероятно, это сокращение будет первым из многих, поскольку в условиях ослабления рынка доходы падают.
Пока на рынке нет паники. Хотя в октябре европейский импорт показал худшие результаты. Падение в месячном исчислении на 8,3% стало самым большим зарегистрированным показателем. В сравнении с январем 2022 года падение составило 63,7%. В данных регионального экспорта, которые остаются чуть ниже своего августовского пика, особых изменений не произошло.
На 2,2% упали в этом месяце контрактные ставки на Дальнем Востоке. За первые восемь месяцев года объемы снизились на 1,6%. Несмотря на последнее падение, этот экспортный индекс вырос на 89,4% с начала 2022 года. Индекс импорта вырос на 0,2% в месячном исчислении. Рост в сравнении с январем текущего года составил 35,5% и 60% в годовом исчислении.
В этом месяце направление американских индексов нарушило общую тенденцию при том, что показатели импорта и экспорта демонстрировали существенный рост. Октябрьский рост индекса импорта на 5,2% резко контрастирует с огромным падением спотовых ставок, в то время как индекс экспорта вырос еще на 8,3% (на 60% больше, чем в прошлом году).
Несмотря на общую картину упадка рынка важно помнить, насколько резко выросли ставки фрахта с начала пандемии. Условно говоря, грузоотправители все еще платят исторически высокие долгосрочные ставки. Вопрос заключается в том, будут ли они продолжать это делать.
Источник: