Переход на ЭТрН позволит повысить скорость обмена информацией, уменьшит сроки оплаты перевозки, исключит с рынка недобросовестных игроков.
Плюсы перехода
По мнению специалистов время оформления транспортной накладной при переходе в электронный формат снизится на 20 минут. Сокращение объема ручного труда минимизирует ошибки, ведь часть разделов документа будет заполняться автоматически. Обмен документами значительно ускорится. Прозрачность перевозки существенно повысится, так как все данные об условиях транспортировки доступны в государственной информационной транспортной системе и скрыть часть сведений невозможно, что исключит недобросовестную конкуренцию за счет оптимизации налогов и сборов. Из документооборота будут исключены посредники, которые физически не принимают груз во владение или не осуществляют перевозку с применением собственного транспорта.
Затраты
Если говорить о затратах при переходе в электронный формат, то многие эксперты считают, что их размер сопоставим с расходами на бумажные перевозочные документы.
Выделяют несколько категорий затрат при переходе на ЭТрН. Это разовые траты, в том числе на приобретение и интеграцию в информационную систему организации модуля. Во-вторых, это оплата услуг оператора и тарифа с мобильным интернетом у провайдера сотовой связи. Кроме того, необходимо учесть регулярные расходы на приобретение устройств для обмена документами и использование модуля оператора ЭДО. Если применить эти данные к обстоятельствам и ситуации конкретной компании среднего размера, то расходы на одну электронную транспортную накладную могут составить порядка 10 рублей.
Нерешенные моменты
Вместе с тем остается ряд нерешенных вопросов, как то: порядок обмена сообщениями между участниками перевозки при переадресовке груза, некоторые форматы заполнения документов в электронном виде, недостаточная продолжительность переходного периода.
Так, эксперты сетуют, что форматы вспомогательных служебных сообщений и документов, в комплексе с транспортной накладной обеспечивающие автоматизацию процесса оформления перевозки, не разработаны. Не подготовлен формат электронной заявки, на базе которой впоследствии формируется транспортная накладная. То же самое касается формата уведомления о переадресовке груза или отказе ТК от перевозки.
Презумпция невиновности перевозчика в ситуации, когда электронная транспортная накладная была отправлена в ГИС ЭПД, но сотрудник ГИБДД не может ее найти, должна быть закреплена нормативно.
При этом для участников рынка имеет большое значение, чтобы процесс использования электронных перевозочных документов не привел к задержкам в поставках.
Переходный период призван дать время для решения всех спорных и неясных вопросов. Напомним, применение ЭТрН может стать обязательным уже с 1 января 2023 года. Постановление Правительства №2116, определяющее порядок обмена электронными перевозочными документами, вступит в силу только с 1 сентября 2022 года.
Источники: