Сегодня – последний день российско-белорусских стратегических учений «Запад-2025», которые стали причиной закрытия белорусско-польской границы.
Движение между Польшей и Беларусью остановилось не только в автомобильных пунктах пропуска, полностью прекратилось и железнодорожное сообщение.
Между тем "Сообщество железнодорожников Беларуси" бьет тревогу, обращая внимание на серьезные последствия этого шага для международного транзита. Важная ветка сухопутного коридора "Западная Европа – Западный Китай", обеспечивающего перевозки различных грузов из Китая, Казахстана, стран Центральной Азии в Германию, Нидерланды, Бельгию и другие страны через территорию России, Беларуси, Польши, теперь "замерла" перед закрытой границей в силу того, что с 12 сентября под запрет попали сразу три ключевых железнодорожных перехода, имеющих большое значение для международных грузопотоков. Среди них:
- Кузница-Бялостокская – Брузги;
- Семянувка – Свислочь;
- Тересполь – Брест.
Именно через эти переходы основные грузопотоки из Китая, Казахстана и других стран СНГ поступали в Польшу, а затем распространялись в другие европейские страны. Теперь движение полностью остановлено в обоих направлениях.
Каждый день простоя – это убытки. "Белорусских железные дороги" оценивают ежедневные издержки от закрытия границы в 500-600 тысяч долларов.
Эксперты говорят о трех возможных сценариях развития событий.
- Груз придется вернуть грузоотправителям в Китае и Казахстане, из-за этого будут применены санкции за невыполнение полученных заказов.
- Товары перегрузят с железнодорожных составов на автотранспорт и дальше отправят в Польшу окружным путем через Литву или Латвию. Этот вариант также затратен и проблематичен: для перевозки груза из одного контейнера, возможно, придется арендовать несколько грузовиков или автопоезд. Поскольку маршрут длиннее, транспортные и дорожные расходы возрастут. На груз потребуется собрать новый пакет документов и пройти таможенные и юридические процедуры оформления в Литве или Латвии. Кроме того, будучи небольшими странами, эти республики обладают весьма ограниченными мощностями. Ожидание в очереди на границе будет долгим.
- Грузы вернут в Россию и оттуда перенаправят по альтернативным маршрутам, например, через Черное море и Турцию. Однако потенциал этого маршрута также ограничен.
Все альтернативные варианты приведут к существенной задержке прибытия груза в пункт назначения до 3-4 недель.
Уже очевидно, что закрытие границы Польшей нанесло серьезный удар по транзиту. Грузы перевозятся через границу между двумя странами в огромных масштабах. По итогам 2024 года через белорусско-польские пограничные переходы прошло около 8 миллионов тонн грузов. Пропускная способность главного коридора Китай – Европа через Оршу и Брест составляет до 80-90 пар поездов в сутки. Сейчас этот грузопоток полностью остановлен на неопределенный срок.
Средний контейнерный поезд насчитывает 50-57 вагонов длиной около 700-900 метров. То есть каждый застрявший состав занимает около километра пути. Белорусские железнодорожники уже оценили длину очереди "брошенных поездов" в 80-110 километров.
В связи со всем происходящим возникает вопрос, сможет ли Беларусь удержать статус ключевого транзитного канала и валютные поступления от транзита.
Между тем министр внутренних дел и администрации Польши Марчин Кервиньский рассчитывает, что закрытие границы с Беларусью не продлится долго. Он сказал: "Я рассчитываю, что закрытие границы не будет продолжаться долго. Но еще продолжаются учения "Запад"... … посмотрим, какие выводы мы получим от наших спецслужб".
Следим за ситуацией на пограничных пунктах пропуска в ТГ-канале https://t.me/optimalogistic. Подписывайтесь!
Источники:
https://inbusiness.kz/ru/news/polsha-i-belarus-nanesli-udar-po-kazahstanskomu-koridoru
