Охлаждение мировой торговли, геополитическая напряженность, антироссийские санкции, сбои в цепочках поставок, высокая инфляция и большие запасы на складах – все эти факторы влияют на снижение перевалки в портах Европы. Остановимся подробнее на некоторых из них.
Порт Гамбурга
За первые три месяца 2023 года здесь перевалено 28,1 млн тонн грузов – на 10,2% меньше год к году.
Снижению способствовала значительно меньшая перевалка контейнеров – 18,6 млн тонн, что на 15,9% меньше, чем годом ранее. В пересчете на TEU снижение составило 16,9%, а перевалка достигла 1,9 млн TEU.
При этом перевалка навалочных грузов, сельхозпродукции в порту увеличилась. Объем наливных грузов увеличился на 12,3% (сырой нефти более чем на 27%). Это прямое следствие российско-украинского конфликта и эмбарго на российскую нефть, что заставило европейские страны искать зарубежные источники поставок этого сырья.
Между прочим, на начало 2022 года Россия была четвертым по величине торговым партнером порта. Место России сразу за подиумом в конце прошлого года заняла Польша.
Порт Антверпена
Бельгийский комплекс Антверпен-Зебрюгге обслужил на 4,5% меньше объема в годовом исчислении – 67,7 млн тонн.
В категории контейнеров снижение составило 5,7% в TEU. Это больше, чем в среднем по всем грузам.
В категории генеральных грузов произошло значительное снижение – на 19,8% по сравнению с первым кварталом 2022 года. На этот сегмент особенно повлияло снижение спроса на сталь и металлопродукцию из-за замедления экономического роста.
Объемы сухих сыпучих материалов снизились. В категории наливных грузов бельгийский порт показал минимальное увеличение. Сильный рост зафиксирован в категории СПГ, а также в объемах дизельного топлива и других нефтепродуктов. Перевалка химпродукции снизилась. Выросла перевалка автомобилей и вообще транспортных средств.
Порт Роттердама
В первом квартале 2023 года в порту Роттердама было перевалено 111,7 млн тонн грузов по сравнению с 113,4 млн тонн за первые три месяца 2022 года. Худшие результаты в основном связаны с категориями контейнерных и генеральных грузов.
Перевалка контейнеров снизилась на 11,6% до 3,2 млн TEU. На это повлияло отключение российского рынка, доля которого до начала прошлого года составляла около 8% объема контейнерных грузов. Кроме того, на 14% по сравнению с первым кварталом 2022 года уменьшилась перевалка товаров, импортируемых из Азии.
В сегменте генеральных грузов снижение было менее выраженным. Увеличилась перевалка насыпных грузов всех категорий, наливных грузов, включая сырую нефть и нефтепродукты.
Кстати, по итогам первого квартала 2023 года грузооборот Большого порта Санкт-Петербург сократился на 24,4% по сравнению с январём-мартом 2022 года и составил 9,6 млн тонн.
Источник:
https://www.rbc.ru/spb_sz/14/04/2023/643911b99a7947fe7d801f65