Россия продолжает расширять свое присутствие на азиатско-ближневосточном направлении. Активизированы переговоры со многими странами по заключению соглашений о свободной торговле.
Зона свободной торговли — виртуальное пространство, объединяющее географию нескольких стран в единое экономическое поле. В ЗСТ действуют специальные правила оборота товаров и услуг, оговоренные сторонами и призванные облегчить торговлю друг с другом. Тем не менее между странами сохраняются таможенные границы, и свои торговые отношения с другими партнерами они строят самостоятельно.
Индия
Россия и ЕАЭС активизируют переговоры с Индией по заключению соглашения о свободной торговле. Оно создаст возможности для индийских компаний увеличить поставки востребованных в РФ дорожно-строительных материалов и оборудования, а также химической и фармацевтической продукции. В свою очередь индийскому бизнесу интересен экспорт российских технологий.
Иран
В октябре 2019 года вступило в действие временное соглашение между ЕАЭС и исламской республикой. В ближайшее время стороны рассчитывают выйти на финальные договоренности. Новое полноформатное соглашение предполагает обнуление ставок более чем по 90% товарной номенклатуры и более чем по 95% нашей нынешней торговли. За два года работы нового документа вполне реально как минимум удвоить имеющийся на сегодня объем торговли между сторонами, который оценивается в $6 млрд.
Индонезия
В апреле начались переговоры о создании зоны свободной торговли между ЕАЭС и Индонезией. В 2022 году взаимная торговля стран ЕАЭС с Индонезией увеличилась на 58% по сравнению с 2021 годом до $6 млрд. Соглашение о свободной торговле позволит обеспечить дополнительный рост товарооборота еще на $1,5 млрд. Помимо сельхозпродукции речь может идти и о товарах промышленной группы.
В 2016 году вступило в силу соглашение о свободной торговле между ЕАЭС и Вьетнамом. В 2019 году были подписаны соглашения с Сингапуром и Сербией. Первый раунд переговоров с ОАЭ стартовал в начале марта. Ведутся переговоры с Египтом, Монголией и Таиландом.
Логистика
Помимо самих соглашений важны и практические вопросы их исполнения, самый главный из которых — логистика.
Один из возможных маршрутов доставки товаров — морской путь от Владивостока до индийского порта Ченнаи. Вполне вероятно, что инвестиции в этот проект со стороны Индии будут предусмотрены дополнительными соглашениями в рамках договора о создании ЗСТ.
Ключевой же проблемой здесь по-прежнему остается международный транспортный коридор (МТК) "Север — Юг", который так и не вышел на ожидаемый масштаб перевозок.
При оценке годовой пропускной способности в 30 млн т в 2021 году грузооборот по коридору составил 13,8 млн т, в 2022 году — 14,5 млн т. К 2024 году рост грузооборота может достигнуть 20,5 млн т.
О том, что актуальность МТК вышла на принципиально иной уровень, говорит и то, что Россия готова вкладывать деньги в строительство железнодорожных участков в Иране. На встрече помощника президента РФ Игорь Левитин с секретарем Высшего совета национальной безопасности Ирана Али Шамхани была достигнута договоренность о том, что железнодорожный участок коридора, соединяющий города Решт и Астара, будет построен с привлечением российских инвестиций.
О развитии МТК шла речь и во время мартовской встречи представителей ЕЭК с вице-президентом Торговой палаты Дубая Хасаном Эль Хашими, в частности о создании в ОАЭ дистрибьюторской сети и транспортного хаба, которые позволили бы расширить торговлю со странами Ближневосточного региона, а в перспективе — и со странами Африки.
Реализация вышеупомянутых проектов ускорит дедолларизацию международных расчетов, так как создание зоны свободной торговли с ЕАЭС однозначно увеличит товарооборот, а следовательно — потребность в валюте стран-участниц.
Источник:
https://tass.ru/ekonomika/17627839