США рассматривают возможность создания нового сухопутного маршрута из стран Центральной Азии для поставок на мировые рынки в обход России и Китая. По словам помощника госсекретаря по делам Европы и Евразии Джеймса О'Брайена, одним из наиболее выгодных каналов поставок станет маршрут через территории Армении и Азербайджана. Что это посыл к реальным действиям или очередное политическое заявление? Разбираемся.
На самом деле идея транзитного коридора через Каспий и Закавказье совсем не нова. Она возникла в конце 1980-х годов. Но за многие десятилетия существования прогресс по части значимого перенаправления торговых потоков из Средней Азии и Казахстана в Европу невелик.
В последние годы действительно довольно активно развивается идея Транскаспийского международного транспортного маршрута («среднего коридора»), который проходит с восточных берегов Каспия в Азербайджан и далее в Закавказье. Для этого Казахстан даже несколько лет модернизировал свои каспийские порты — Актау и Курык.
Артерия хоть и заметно выросла в последние годы, но все равно остается нишевой. Так, в 2022 году даже на фоне антироссийских санкций объем поставок по данному пути составил 33,6 тыс. двадцатифутовых контейнеров (TEU), с учетом товаров из Китая. Если сравнивать с поставками из Китая в Евросоюз только с использованием мощностей РЖД, то они, к слову, составляют более миллиона TEU.
В чем же сложности?
Во-первых, пропускная способность порта Баку, которая составляет всего около 100 тыс. TEU в год. Нельзя не отметить недостаточную развитость сервиса в таких странах, как Казахстан, Азербайджан, Иран, Армения. Кроме того, комбинация морских переправ и дорог по сложному рельефу не слишком благоприятствует развитию коридора. Еще момент: страны альянса между собой не торгуют, их основными контрагентами являются Россия и КНР. Маршрут проходит через страны, где существуют политические риски. Получается, политические заявления сделать нетрудно, а реально создать инфраструктуру требует немалого времени и больших денег. Эксперты отмечают, что если этот проект и будет реализован, то не ранее, чем через 15 лет.
Ну и не можем в этой связи не вспомнить недавнее заявление российских властей о планах по организации «так называемого бесшовного железнодорожного сообщения от Балтики и Баренцева моря до побережья Персидского залива и Индийского океана». Видимо, та же история.
Понятно и просто о сложном мире международной логистики пишем в ТГ-канале https://t.me/optimalogistic . Подписывайтесь!
Источники:
https://www.vedomosti.ru/business/news/2024/08/04/1053735-planah-besshovnogo-zhd-soobscheniya
https://www.kommersant.ru/doc/6864868