С 1 июля Турция повысила транзитные сборы через Босфор и Дарданеллы на 15%. Это уже четвертое увеличение с 2022 года, в результате которого стоимость прохода выросла в 7,2 раза.
Почему это произошло?
С 2022 года турецкие власти пользуются введенными против российской экономики санкциями и своей ролью практически безальтернативного торгового хаба. Маршрут через пролив действительно востребован. Количество судов, прошедших через Босфор и Дарданеллы, выросло за последние несколько лет. Если в 2022 году их было более 34000 единиц, в 2023 году - 39000 единиц, а в 2024 году - более 51000 единиц. Сложившаяся ситуация в том числе повлияла на решение о повышении платы за проход морских судов через пролив.
К тому же Турция много лет не поднимала стоимость услуг.
Кроме того, нельзя не отметить желание турецких властей сделать выгодным использование канала "Стамбул", который они давно собираются прокопать. По современному законодательству, за проливы плату нельзя взимать, но можно за каналы. Турция периодически создает проблемы судоходству, чтобы показать, что проливы перегружены, и нужно строить этот канал.
Какие будут последствия?
Тарифы прохода через Босфор и Дарданеллы затрагивают все суда, которые следуют из портов Юга России, Украины, Румынии, Болгарии, Грузии в страны Северной Африки, Европы и Ближнего Востока. Аналитики отмечают, что многие перевозчики уже учитывают этот фактор в тарификации перевозок. Вероятно, в скором будущем тарифы будут включены в конечные цены для потребителей, что может увеличить стоимость продукции на 5-10%.
Есть ли альтернативы?
Для контейнерных перевозчиков резкое удорожание того или иного транзитного узла стимулирует построение новых логистических цепей. В этом смысле, маршрут через Босфор не безальтернативный. Вместе с тем альтернативные маршруты пока не очень удобны для российских судов. Они дороже, поэтому, несмотря на повышение цен, компании предпочитают придерживаться выработанного десятилетиями пути.
Следим за изменениями тарифов международных грузоперевозок в ТГ-канале https://t.me/optimalogistic. Подписывайтесь!
Источник: