Эксперты Института исследований и экспертизы ВЭБ.РФ пишут об альтернативных моделях, которые Россия может потенциально задействовать и развивать в международных расчетах.
Рубль
В рублях уже проходит более 70% расчетов между резидентами государств Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
Среди рисков рублевых платежей — угроза вторичных санкций по отношению к контрагентам.
Юань
В юанях Россия рассчитывается по 16% своего экспорта и 23% импорта (кратный рост по сравнению с 2021 годом).
Юань может использоваться в расчетах России со странами Азии, Африки, Латинской Америки. Быстро развивается другая инфраструктура для перевода взаиморасчетов между Китаем и развивающимися странами в юанях. Есть предпосылки для лавинообразного увеличения доли расчетов между развивающимися странами в юанях. Юаневая зона поддерживается клиринговыми соглашениями Китая с 25 странами, включая Россию.
Расширение использования юаня несет в себе риски повышения экономической зависимости от Китая и валютные риски из-за высокой зарегулированности валюты КНР. Возможности хеджирования валютных рисков с помощью производных от юаня финансовых инструментов остаются ограниченными, также иногда возникают периоды дефицита ликвидности в юанях.
Дирхам
Среди преимуществ дирхама — фиксированный курс с жесткой привязкой к доллару США. В том числе поэтому валюта ОАЭ может использоваться для снижения валютных рисков российских экспортеров и служить валютой обмена получаемой ими выручки в более волатильных валютах (например, рупиях или турецких лирах).
Кроме того, ОАЭ может быть промежуточной площадкой для российского экспорта в третьи страны, а дирхам — валютой расчетов с ними. Однако реализации такого плана мешают инфраструктурные проблемы: в ОАЭ нет филиалов российских банков, а платежные системы двух стран не сопряжены.
Рупия
В Индии есть филиалы российских банков (в частности, «Сбера» и ВТБ), а на межгосударственном уровне решено изучить возможность взаимодействия национальных платежных систем. Расширение расчетов в рупиях потенциально выгодно для обеих стран, потому что даст возможность реинвестировать выручку в Индии в ее экономику — через «дочки» крупных российских компаний и создание совместных лицензионных производств, а в перспективе — и в экономику России. Это помогло бы отчасти решить проблему большого торгового профицита с Индией. В качестве возможной меры может выступить соглашение о валютном свопе в рублях между Банком России и Резервным банком Индии для временной «расшивки» платежного дисбаланса.
Механизм многостороннего клиринга
Создание Единого клирингового центра для союза дружественных с Россией государств позволило бы конвертировать национальные валюты в рамках торговых расчетов без привязки к доллару. Центробанки стран-участниц определяли бы курсы своих валют к центральной «клиринговой валюте». Сейчас нередко обменные курсы рубля к недостаточно ликвидным валютам все равно определяются через их базовые курсы к доллару (кросс-курс).
Оплата товаров в привязке к золоту
Несанкционное золото можно накапливать и использовать его для оплаты товаров. Для реализации такой схемы необходимы создание расчетных центров (дочерние организации ЦБ) в странах-партнерах и установление цены золота в нацвалютах. Сама оплата товаров может происходить через расписки, то есть без физического перемещения золота. Затем такие платежи могут быть взаимоучтены в рамках клиринга. Такой способ может использоваться в торговле с Индией, где в прошлом году открылась Индийская международная биржа драгметаллов.
Криптовалюты и токены
Это не системное решение по международным расчетам, а скорее локальное платежное средство по некоторым сделкам. Среди рисков криптовалют — высокая волатильность и давление регуляторов.
Цифровой «золотой рубль»
В числе преимуществ схемы – ликвидность, доступность, удобство использования в расчетах, отсутствие рисков эмитента, относительно невысокая волатильность и низкие издержки для участников международной торговли.
Таким образом, в обозримом будущем расчеты в рублях и юанях будут самыми перспективными моделями внешних расчетов России. Увеличение доли российских торговых операций в нацвалютах ограничено соотношением объемов импорта и экспорта с конкретной страной, а также действием капитальных ограничений. Проблема использования альтернативных моделей международных расчетов не в их реализации, а в желании сторон рассчитываться с их помощью не разово, а в долгосрочных контрактах.
Источники:
https://www.rbc.ru/economics/02/06/2023/64789b509a7947eadb1b1559
https://www.kommersant.ru/doc/6015841