Вышло сразу две новости, касающиеся автоперевозчиков.
Первая.
Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству рекомендовал принять в первом чтении законопроект, который сразу в четыре раза увеличивает штрафы за неоплату проезда в рамках системы «Платон» — с 5 тыс. до 20 тыс. рублей. Правда, он исключает возможность ужесточения наказания в случае повторного нарушения. Кроме того, законопроект ужесточает условия применения системы для иностранных перевозчиков. Если на данный момент после пересечения границы им разрешается проехать до 50 км без оплаты, то с принятием инициативы это послабление планируют убрать.
Вторая.
С 1 марта в России запускаются каботажные перевозки, когда фуры из стран ЕАЭС смогут перевозить грузы внутри страны, соответственно должно заметно возрасти число иностранных транспортно-логистических компаний (ТЛК), занимающихся внутренними перевозками.
Какие правила таких перевозок?
Разрешено не более трех последовательных рейсов в течение семи дней с момента первой выгрузки в России.
Каждая поездка должна подтверждаться транспортной накладной и представлять собой этап к следующей погрузке или государственной границе.
Перевозка опасных грузов запрещена.
В случае нарушения иностранными ТЛК этих и других условий они не будут допускаться к осуществлению деятельности в течение одного года с даты выявления нарушения.
Транспортные средства, принадлежащие иностранным перевозчикам, с неоплаченными штрафами, в том числе за перегруз, могут быть задержаны на всей территории РФ, а также не допущены к выезду с территории страны.
Делается это для того, чтобы уравнять иностранные ТЛК из ЕАЭС с российскими перевозчиками на внутреннем рынке.
Но есть трудности.
Например, с начислением штрафов за перевес. И это одно из главных конкурентных преимуществ иностранных компаний перед российскими. Их не могут штрафовать на пунктах автоматического весогабаритного контроля (АПВГК). Назначить взыскание могут при личном участии инспекторов Ространснадзора, во время плановых рейдов, проходящих далеко не каждую неделю и не везде. Кроме того, перевозчики из ЕАЭС имеют и другие преимущества — низкие лизинговые платежи за технику и доступ к выгодным кредитам.
Что в итоге?
Выходит, каботаж для иностранных перевозчиков — это способ сократить издержки, попутный заработок в дополнение к уже проплаченным международным перевозкам, из-за чего они могут снижать цены, отбирая «хлеб» у российского бизнеса. Конкурентные преимущества иностранных ТЛК помогут им быстро закрепиться на российском рынке. Их доля в течение ближайших лет достигнет 5–15%.
Зарубежные игроки могут взять на себя часть перевозок недорогого товара, что не окажет существенного влияния на крупных игроков на логистическом рынке, но заберет рынок у малого и среднего бизнеса, имеющего минимальный запас прочности.
В экспертном сообществе убеждены, что наиболее востребованным может стать направление из Китая через Казахстан, а затем по территории Дальневосточного региона России. В этом случае конкурентные преимущества получат ТЛК из Казахстана. Вскоре можно также ожидать появления значительного количества перевозчиков из Белоруссии, где транспортная инфраструктура хорошо развита.
Пишем о международных грузоперевозках в ТГ-канале https://t.me/optimalogistic . Подписывайтесь!
Источники: