Антироссийские санкции, в частности, практически полное закрытие европейских границ для несырьевых товаров, вызвали перестройку российской грузовой транспортной логистики. Процесс может занять около года. Именно такой период для восстановления грузоперевозок в стране называют специалисты.
Авто
Эксперты полагают, что сейчас автоперевозчикам лучше сконцентрироваться на внутреннем рынке, а также на восточных направлениях.
Однако важно не переоценивать надежды на Китай по окончании действия ковидных ограничений. Еще в допандемийные времена переговоры Пекина и Москвы о взаимном допуске автоперевозчиков проходили достаточно непросто. В настоящее время КНР склонен к соблюдению западных санкций.
При этом понятно, что автоперевозчикам сложно переориентироваться с европейского рынка на другие. Европа ближе территориально, в отличии от других направлений. Очевидно, что с увеличением расстояний автомобильный транспорт в основном уступает в конкуренции железнодорожному.
Вместе с тем выход для сохранения автомобильных перевозок на западном направлении есть. Специалисты видят его в компромиссном подходе.
В настоящее время зеркальное закрытие российской границы для европейских перевозчиков еще не введено. Понятно, что полный запрет автоперевозок негативно повлияет на многие отечественные предприятия и потребителей в целом. Решение проблемы можно найти в получении разрешения на перегрузку или перецепку грузов непосредственно на границе. Так объем грузоперевозок сохранится, а рынок будет обеспечен необходимыми импортными товарами.
Евросоюзу подобные послабления также будут выгодны, ведь только в Польше из-за закрытия границ порядка 30 тыс. дальнобойщиков могут остаться без работы.
Железная дорога
Что касается железнодорожных перевозок, то они меньше уязвимы перед антироссийскими санкциями. Так, в марте этого года погрузка на сети РЖД составила 106,7 млн т, что говорит о сокращении на 2,4%, если проводить сравнение с аналогичным периодом прошлого года.
Важно отметить, что падение показателей по транзиту вызвано изменением приоритета грузов. Весь первый квартал по импорту везли на четверть больше. Кроме того, сейчас доставляются некоторые грузы, оплаченные по курсу 100-120 рублей за доллар. В экспорте происходит переоформление контрактов в рубли и юани, осложненное новыми локдаунами.
Сейчас специалисты затрудняются с оценкой дальнейших перспектив железнодорожных перевозок. Но многие из них полагают, что сценарий введения санкций на железнодорожный транзит маловероятен. Актуальной остается проблема дефицита контейнеров. Полного понимания по этому вопросу у рынка пока нет. Порядка 70% контейнерного оборудования иностранное. Однако не все оно принадлежит ушедшим западным морским контейнерным линиям.
Если перевозки контейнерных грузов по инфраструктуре Восточного полигона будут в приоритете, то их объем может и не снизиться.
Эксперты полагают, что именно от железнодорожников и морской логистики зависят надежды на восстановление объемов перевозок и замещение грузов из недружественных стран.
Транзитные грузы на сети РЖД уже не имеют прежнего приоритета. Теперь у экспортно-импортные перевозки РФ–Китай есть отличные возможности для роста. Это важно для обеспечения предприятий сырьем, комплектующими, а также для конечных поставок потребительских товаров. В условиях сегодняшнего дня контейнерная железнодорожная логистика – единственный коридор, соединяющий РФ между собой и с внешними рынками.
Море
Если говорить о морских акваториях, то лучше всего ситуация складывается в дальневосточном и черноморском бассейнах. В первом из упомянутых доля западных участников и была небольшой. Относительно второго стоит отметить следующее. Турция не поддержала западные ограничения. Ее компании готовы к увеличению объемов и номенклатуры поставок. На Балтике по факту действует только экспорт сырьевых грузов. Можно было бы наладить фидерные маршруты на Северо-Запад из Африки, например, забирать грузы для России из Марокко без участия западных судов, операторов.
На общую торговлю между Европой и Россией по морю, железной дороге и автотранспортом ранее приходилось 1,5 млн TEU. Из них до конца года возможно восстановить около 700–800 тыс. условных TEU.
Однако этот поток должен еще пройти в новых местах. Для этого следует ввести существенные изменения в работе таможни и чиновников, дать бизнесу временные послабления, уйти от формализма, решить вопросы дефицита контейнерного оборудования.
Через несколько месяцев Турция, Китай, Индия, Индонезия, Вьетнам и другие страны смогут поставить в Россию все необходимые товары. Это «спрямление» логистики при сопоставимости валютных курсов может положительно сказаться и на стоимости продукции.
Грузоперевозки сегодня
В сегодняшних условиях компания «Оптимальная логистика» предлагает своим клиентам актуальные решения по перевозке грузов из Европы. Для грузоперевозок используются разные виды транспорта и разрабатываются оптимальные маршруты с учетом действующих ограничений и внешнеполитической обстановки.
Что касается автоперевозок, то сборные и генеральные грузы следуют в Россию из Евросоюза через Белоруссию (с перегрузкой или перецепкой по согласованию с клиентом), Литву – Латвию, Литву – Латвию – Эстонию, Эстонию/Латвию/Финляндию, скандинавские страны (Норвегия, Швеция) – Финляндию.
Железнодорожные перевозки осуществляются по маршруту Тилбург (Нидерланды)/Дуйсбург, Гамбург (Германия)/Милан (Италия) — Санкт-Петербург/Москва. Отправка из Европы в Россию выполняется раз в 3-4 дня, из России в Европу – 1 раз в неделю. При необходимости перевозка до нужных пунктов в Европе производится с использованием европейских фрахтов.
Грузы по морю отправляются из Германии (Гамбург, Бремерхафен), Бельгии (Антверпен), Польши (Гданьск, Гдыня), Нидерландов (Роттердам), Финляндии (Котка) с прибытием в Новороссийске и Санкт-Петербурге.
По направлению Турция автоперевозки выполняются через Грузию (КПП Верхний Ларс), Грузию – Азербайджан. Возможен вариант перевозки трейлером на пароме в Новороссийск (срок около 7 дней-10, выход каждые три дня). Морские перевозки осуществляются из портов Самсун, Стамбул в Новороссийск. Грузы по железной дороге отправляются из Измира.
«Оптимальная логистика» предлагает широкий выбор вариантов доставки грузов из Европы с применением различных видов транспорта и маршрутов. Безусловно, существуют определенные особенности, в том числе с точки зрения цены и сроков выполнения перевозки за счет увеличения маршрута следования, однако таковы реалии нынешнего времени.
Источник: