За январь—сентябрь количество штрафов за перегруз транспортных средств, выданных по итогам измерений на автоматических пунктах весогабаритного контроля (АПВГК), увеличилось на 20% год к году. Участники рынка настаивают, что не менее половины штрафов вынесены необоснованно. Сбои в работе АПВГК приводят к ошибочным измерениям, которые отличаются от фактической массы транспортных средств на 5–20%.
К слову сказать, минимальный штраф за перевес, выносящийся с использованием АПВГК, — 250 тыс. руб. Это намного больше, чем у других технических средств контроля, работающих в автоматическом режиме. По данным Ространснадзора, на сегодняшний день количество АПВГК превысило 500. При этом штрафы за 2023 год и три квартала 2024 года уже вышли за 10 млрд руб.
В чем проблема?
С самого запуска системы перевозчики жаловались на некорректность замеров, ставших причиной взысканий. Был принят ряд мер, которые должны были уменьшить масштаб проблемы. Однако вопрос неправомерных штрафов до сих пор не потерял своей актуальности.
Главные ошибки технологии автоматического весогабаритного контроля в РФ:
- использование пунктов с самой простой конструкцией автоматических весов, имеющих погрешность измерений осевой нагрузки 10–11% (в Европе такой класс весов используют для селективного отбора транспортных средств из потока и принудительного повторного взвешивания на весах, стационарных или WIM, на площадке с погрешностью не более 2%);
- решение изначально штрафовать превышение осевых нагрузок на 10% погрешности и 5% по массе транспортного средства с учетом так называемого нештрафуемого порога — превышения весовых норм на величины до 2%.
Стоит также понимать, что корректность замера требует высокого качества дорожного полотна: не должно быть уклонов, трещин, провалов, колейности и т. п., которые зачастую и создают спорные результаты. А вы сами знаете, какие у нас дороги. Там уж не до корректности…
Как решать вопрос?
Участники рынка уверены, что для улучшения ситуации следует менять нормы на выполнимые и современные, учитывающие безопасность дорожного движения и перетекание грузопотока на автотранспорт, и устанавливать и выносить штрафы с весов, имеющих погрешность не более 2%. Избежать неправомерных штрафов также может помочь установка независимых пунктов весогабаритного контроля на выездах из крупных городов.
Вместо вывода
В текущем году перевозчики смогли обжаловать лишь 8% судебных решений о превышении весогабаритных характеристик. Получается, что в решении этой проблемы надеяться особо не на кого, кроме как на самих себя.
Поэтому стараемся внимательно следить за состоянием и качеством амортизаторов и проезжать АПВГК в диапазоне 30–35 км/ч. Выходом также может стать установка на складских площадках стационарных весов и оборудование ТС дополнительными датчиками для контроля весогабаритных характеристик до и во время рейса. Хорошо, если требования к оборудованию закрепят законодательно: будут проводить регулярные поверки и выдавать сертификаты — тогда результаты измерений могут иметь юридическую силу.
Больше новостей мира международной логистики и ВЭД публикуем в ТГ-канале https://t.me/optimalogistic . Подписывайтесь!
Источник: