Представители транспортной сферы прогнозируют сокращение числа участников рынка автомобильных грузоперевозок. Введение западных санкций стало причиной снижения тарифов на грузовые автоперевозки. При этом стоимость расходных материалов и запчастей только возрастает, что грозит отрасли серьезными убытками и проблемами с обновлением парка.
С начала марта к 1 июня индекс грузоперевозок FTL.РФ, который отражает изменение тарифов на автоперевозки по 100 популярным направлениям в России, снизился до 1141 пункта (на 13,2%). Так, к примеру, на маршруте Санкт-Петербург — Москва перевозчики используют тариф 33,3 руб. за километр. Это на 34,3% меньше, чем три месяца назад. Специалисты отмечают, что индекс FTL.РФ можно использовать лишь в качестве ориентира, так как не учитываются среднесрочные контракты — в них ставка фиксируется на месяцы вперед.
Из-за падения ставок возможностей для развития практически не остается. Сложившаяся ситуация грозит снижением рентабельности и, как следствие, убытками и проблемами с обновлением парка транспортных компаний.
Напомним, что страны Европейского союза в апреле перестали пускать грузовой автотранспорт из России. Система логистики, формировавшаяся десятилетиями, претерпела существенные изменения. Об этом в мае говорил глава Минтранса Виталий Савельев. Он заявил, что санкции «практически поломали всю логистику в стране», поэтому Москва вынуждена искать новые логистические коридоры.
По данным Ассоциации международных автоперевозчиков, 3,1 тыс. российских компаний с парком на 45 тыс. автопоездов занимались доставкой грузов в ЕС. Большинство из них переключилось на внутрироссийские рейсы, создав тем самым дополнительное предложение. В итоге сейчас на рынке наблюдается переизбыток транспорта. Если раньше на 1 млн машин приходилось 300 тыс. ежедневных погрузок, то сейчас на 1,1 млн машин — 180 тыс. погрузок.
Тарифы на грузовые перевозки стали снижаться. По некоторым направлениям это снижение достигло 25%. В настоящее время баланс спроса и предложения не достигнут. Вполне вероятно, что тарифы и дальше будут падать. Сейчас падение тарифов в основном наблюдается на перевозки из Москвы (на 40–50%). Так, в апреле стоимость перевозки 20-тонного рефрижератора из Москвы в Новосибирск сократилась с 200 тыс. до 150 тыс. руб. В Екатеринбург и Петербург грузы уезжают из столицы по ставке на 30–40% ниже, чем год назад. Причиной снижения ставок на рейсы из Петербурга стало падение грузооборота местного порта Санкт-Петербург.
При этом в западной части России, граничащей с Европой, спад в перевозках ощущается больше. Наблюдаются высокая конкуренция за груз и снижение тарифов. Цена перевозки на ряде межрегиональных маршрутов не изменилась и даже выросла. Грузопотоки из Москвы и Петербурга перераспределились на другие регионы.
По ряду новых коридоров есть дефицит. Растет количество заявок на перевозку в Россию из Грузии (рост более чем на 100%) и Казахстана (более чем на 76%).
Другие проблемы перевозчиков
Помимо падения ставок компании столкнулись с увеличением себестоимости перевозок. Она продолжила расти в основном из-за роста стоимости запчастей, удорожания страхования и роста инфляции.
Еще одна проблема перевозчиков — поставка новых машин. На российский рынок ожидалось поступление 25 тыс. единиц новой техники, однако сейчас речь идет только о 5 тыс. Наблюдаются также сложности с поставками импортных запчастей.
Несмотря на открывающиеся возможности параллельного импорта, в перечне товаров для которого в достаточном объеме представлена продукция компаний Scania и Volvo, остается открытым вопрос с продукцией Mercedes, MAN, Iveco, DAF, Isuzu, а также рядом изделий для ремонта, к примеру, резинотехнических, отсутствующих в списке.
Поддержка государства
● Приняты следующие меры властей по поддержке отрасли:
● государственные гранты и льготные кредиты;
● частичная отмена весогабаритного контроля; теперь не надо получать спецразрешения на перевозки, если грузоподъемность транспорта превышена менее чем на 10% от заводских установок (раньше — на 2%);
● отказ от повышения тарифов «Платона».
Однако, участники рынка говорят о том, что на фоне объема санкций против транспорта и сокращения спроса указанных мер недостаточно. Необходимо сдерживать рост цен на топливо, решать вопросы по ускоренному прохождению таможни, помогать в разработке логистических коридоров на востоке и временно снижать тарифы за платный проезд. Проблема повсеместного неисполнения законодательства, в первую очередь налогового остается также актуальной.
Специалисты отмечают, что ситуация на рынке может привести к сокращению количества мелких перевозчиков (ИП и самозанятых) до 10%. Таким игрокам, возможно, будет выгоднее поставить собственную машину на стоянку и начать работать в крупной компании. Есть мнения и о том, что отрасль ждут массовый уход большинства игроков и банкротства, особенно если ставки продолжат снижаться.
В настоящее время правительство прорабатывает системное решение вопроса поддержки отрасли с учетом интересов перевозчиков, грузоотправителей и грузополучателей. Власти также наблюдают за ситуацией, чтобы рынок не ушел в серую зону.
Когда рынок начнет расти
Рынок автотранспортных грузоперевозок представлен двумя основными сегментами — с полной загрузкой машин (Full Truck Load, FTL) и перевозка сборных грузов (Less than Truck Load, LTL). В 2020 году общий объем рынка составил 1,8 трлн руб., из них 1,6 трлн пришлось на FTL. Предположительно, в прошлом году данный сегмент вырос на 10–15%, до 1,8 трлн руб. В 2022-м он может еще подрасти до 1,9 трлн руб. Определенную роль в этом процессе сыграет растущая себестоимость транспортных компаний и сезонное увеличение спроса осенью.
Неминуемый рост ставок начнется с увеличения тарифов на рефрижераторные перевозки. При этом в летний период клиенты с температурными грузами (например, молочной продукцией) будут готовы пересмотреть ставки, потому что операторы рефрижераторов столкнулись с ростом расходов для обеспечения качества перевозок.
В самое ближайшее время, как только у грузовладельцев закончатся товарные остатки, можно ожидать роста тарифов на 20–30%. Некоторые эксперты прогнозируют рост тарифов только с четвертого квартала 2022 года. Что касается восстановления рынка, то оно может начаться в первом полугодии 2023 года.
Источник:
https://www.rbc.ru/business/06/06/2022/629a1f419a794737332869a8