Свежие данные IATA по мировым рынкам грузовых авиаперевозок за сентябрь 2023 года говорят о продолжающемся восстановлении спроса.
Мировой спрос, измеряемый в грузовых тонно-километрах (CTK*), увеличился на 1,9% по сравнению с уровнями сентября 2022 года (+6% для международных операций).
Пропускная способность, измеряемая в грузовых тонно-километрах (ACTK), выросла на 12,1% по сравнению с сентябрем 2022 года (+0% для международных перевозок). Рост во многом связан с увеличением объема международных перевозок. Он вырос на 31,5% в годовом исчислении, так как авиакомпании увеличили объем операций для удовлетворения пикового спроса в летний сезон путешествий на север.
Важными являются такие факторы операционной среды.
В сентябре индекс менеджеров по закупкам (PMI) промышленного производства (49,7) и PMI новых экспортных заказов (47,7) немного улучшились по сравнению с предыдущим месяцем. Однако они остались ниже критического порога в 50 пунктов, что указывает на продолжающееся, но более медленное ежегодное снижение мирового промышленного производства и экспорта.
В августе мировая трансграничная торговля сокращалась пятый месяц подряд, снизившись на 3,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это отражает охлаждение глобальной макроэкономической ситуации.
Годовой рост потребительских цен в США стабилизировался в сентябре на уровне 3,7%, на том же уровне, что и в августе. В Европе и Японии потребительская инфляция замедлилась на 1,0 и 0,2 процентных пункта соответственно, до 4,9% и 3,0%. В Китае меры политики по борьбе с дефляцией привели к ежегодному росту потребительских цен на 0,1%.
В сентябре средняя цена на авиакеросин составила 131,0 доллара США за баррель, что на 43,1% больше цены мая 2023 года. Компенсация части этих дополнительных затрат за счет допсборов в сентябре способствовала первому увеличению объемов грузовых авиаперевозок с ноября 2022 года.
Комментирует Уилли Уолш, генеральный директор IATA: «В сентябре грузовые авиаперевозки продемонстрировали скромный рост (1,9%), несмотря на падение объемов торговли и высокие цены на авиационное топливо. Это ясно показывает силу ценностного предложения грузовых авиаперевозок. Учитывая, что ключевые экспортные заказы и индекс деловой активности в производственном секторе колеблются вблизи положительной отметки, мы с осторожным оптимизмом предполагаем сильный пик сезона в конце года».
В сентябре 2023 года объемы грузовых авиаперевозок авиакомпаний Азиатско-Тихоокеанского региона увеличились на 7,7% по сравнению с тем же месяцем 2022 года. Это значительное улучшение показателей по сравнению с августом (+4,6%). Перевозчики региона выиграли от роста на трех основных торговых направлениях: Европа-Азия (+9,6%), Ближний Восток-Азия (+7,0%) и Африка-Азия (+12,8%). Доступная пропускная способность авиакомпаний региона увеличилась на 30,5% по сравнению с сентябрем 2022 года, поскольку в пассажирскую сторону бизнеса поступило больше резервных мощностей (год назад ключевые азиатские рынки Японии и Китая все еще находились под строгими ограничениями на поездки из-за COVID-19).
Североамериканские перевозчики продемонстрировали самые слабые результаты в сентябре: объемы грузов снизились на 2,2%. Это снижение показателей по сравнению с августом (-1,4%). Хотя спад на торговом пути Северная Америка-Азия сузился (с -4,3% в августе до -1,8% в сентябре), а рынок Северная Америка-Европа стабилизировал снижение на уровне (-2,5%) второй месяц подряд. Авиаперевозчики в регионе не получили существенной выгоды. Мощность увеличилась умеренно на 0,2% по сравнению с сентябрем 2022 года.
Объемы грузовых авиаперевозок европейских перевозчиков в сентябре снизились на 1,5% по сравнению с тем же месяцем 2022 года. Это был более слабый результат, чем в августе (-0,6%). Авиаперевозчики региона пострадали от дальнейшего сокращения рынка внутри Европы (-5,7% в сентябре против -5,2% в августе). Достижения, полученные от расширения торгового пути Ближний Восток-Европа (+3,3% в сентябре против +0,5% в августе), компенсировали некоторое снижение показателей внутри Европы. В сентябре 2023 года мощность увеличилась на 4,7% по сравнению с 2022 годом.
Ближневосточные перевозчики показали самые высокие результаты в сентябре 2023 года, увеличив объемы грузов на 2,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это улучшение по сравнению с показателями предыдущего месяца (+1,3%). Перевозчики региона выиграли от роста на рынках Ближнего Востока и Азии (+7,0%) и Ближнего Востока и Европы (+3,3%). Мощность выросла на 16,1% по сравнению с сентябрем 2022 года.
Латиноамериканские перевозчики увеличили объемы грузов на 2,3% по сравнению с сентябрем 2022 года. Это значительное снижение показателей по сравнению с предыдущим месяцем (+6,2%). Мощность в сентябре выросла на 14,4% по сравнению с тем же месяцем 2022 года.
Объемы грузовых авиаперевозок африканских авиакомпаний в сентябре 2023 года снизились на 0,1%, несмотря на сильный рост спроса на торговом направлении Африка-Азия (+12,8%). Это улучшение показателей по сравнению с августом (-3,5%). Мощность была на 2,7% выше уровня сентября 2022 года.
Источник:
https://www.iata.org/en/pressroom/2023-releases/2023-11-08-01/