Снова делимся ежемесячным отчетом IATA (Международная ассоциация воздушного транспорта) о состоянии мирового рынка грузовых авиаперевозок.
Итак, в октябре текущего года спрос на авиаперевозки уже третий месяц подряд демонстрирует рост.
Глобальный спрос, измеряемый в грузовых тонно-километрах (CTK*), увеличился на 3,8% по сравнению с октябрем 2022 года. Что касается международных перевозок, спрос немного отстал и составил 3,5%.
Пропускная способность, измеряемая в доступных грузовых тонно-километрах (ACTK), выросла на 13,1% по сравнению с октябрем 2022 года (11,1% для международных перевозок). Это в значительной степени связано с ростом пропускной способности воздушных судов. Например, пропускная способность международных воздушных судов выросла на 30,5% в годовом исчислении благодаря росту рынков пассажирских перевозок.
Важные факторы операционной среды.
Экономическая активность замедлилась в октябре. Индекс менеджеров по закупкам для промышленного производства и экспортных заказов для крупнейших экономик (исключая США) остается ниже критической отметки 50. Это явный признак предстоящих экономических проблем.
Инфляция в основных странах с развитой экономикой продолжила снижаться по сравнению с пиковым показателем индекса потребительских цен (ИПЦ), достигнув в октябре 3% и 4% в США и ЕС соответственно. Однако индекс потребительских цен Китая показал дефляцию во второй раз в этом году, что вызывает опасения по поводу замедления экономического роста.
Мировая торговля изменила свою нисходящую траекторию и стабилизировалась в сентябре. Хотя уровень мировой трансграничной торговли ниже пика 2022 года, он более чем на 5% превышает уровень, существовавший до пандемии.
После непрерывного 17-месячного снижения доходность грузовых перевозок в сентябре выросла, в октябре рост продолжился (на 2,6% по сравнению с предыдущим месяцем), оставаясь значительно выше допандемического уровня.
Комментирует Вилли Уолш, генеральный директор IATA: «Спрос на грузовые авиаперевозки вырос на 3,8% в октябре. Это знаменует собой три месяца последовательного роста в годовом исчислении. Можно рассчитывать, что к концу 2023 года объем грузовых авиаперевозок будет намного выше, чем в начале года. Восстановление спроса, незначительное повышение доходности и всплеск торговли – все это хорошие новости. Но поскольку спрос по-прежнему на 2,4% ниже уровня, существовавшего до пандемии, и сохраняется значительная неопределенность относительно траектории развития мировой экономики, оптимизм следует уравновешивать осторожностью. Тем не менее, продолжающийся высокий сезон в конце года, безусловно, поможет сектору справиться с любыми поворотами, которые могут произойти в мировой экономике в 2024 году».
Региональные показатели
Объем авиаперевозок Азиатско-Тихоокеанских авиакомпаний увеличился на 7,6% в октябре 2023 года по сравнению с тем же месяцем 2022 года. Этот показатель был близок к уровню предыдущего месяца (+7,7%). Перевозчики региона выиграли от продолжающегося роста международных перевозок CTK по трем основным торговым направлениям: Африка-Азия (+16,7%, наибольший годовой рост с мая), Ближний Восток-Азия (+10,3%) и Европа-Азия (+8,5%). Доступные пассажиропотоки авиакомпаний региона увеличились на 30,0% по сравнению с октябрем 2022 года, поскольку пассажиропоток увеличился (год назад ключевые азиатские рынки Японии и Китая все еще находились в значительной степени под жесткими ограничениями на поездки из-за COVID-19).
У североамериканских перевозчиков были самые слабые показатели в октябре: объемы грузоперевозок снизились на 1,8% (г/г). Это было небольшое улучшение показателей по сравнению с сентябрем (-2,2%). Хотя на торговой линии Северная Америка-Азия было зафиксировано увеличение международных CTK (с -1,8% в сентябре до -0,9% в октябре), а на рынке Северная Америка-Европа наблюдалось небольшое улучшение международных CTK (с -2,7% в сентябре до -2,1% в октябре), перевозчики в регионе не получили существенной выгоды. Пропускная способность увеличилась на 2,4% по сравнению с октябрем 2022 года.
У европейских перевозчиков объемы авиаперевозок выросли на 1,0% в октябре по сравнению с тем же месяцем 2022 года. Это был более высокий показатель, чем в сентябре (-1,5%). Перевозчики региона выиграли от первого роста международных CTK на рынке внутри Европы с января 2022 года (-4,2% в сентябре против + 3,4% в октябре). Рост, достигнутый в результате расширения торгового коридора Ближний Восток-Европа (+ 17,1% в октябре), также пошел на пользу перевозчикам региона. Пропускная способность увеличилась на 7,0% в октябре 2023 года по сравнению с 2022 годом.
У ближневосточных перевозчиков были самые высокие показатели в октябре 2023 года: объемы грузоперевозок увеличились на 10,9% в годовом исчислении. Это стало значительным улучшением по сравнению с показателями предыдущего месяца (+2,5%). Перевозчики региона выиграли от роста на рынках Ближнего Востока–Азии (+10,3%) и Ближнего Востока–Европы (+17,1%). Пропускная способность увеличилась на 15% по сравнению с октябрем 2022 года.
У латиноамериканских перевозчиков объем грузов увеличился на 4,0% по сравнению с октябрем 2022 года, что заметно больше по сравнению с приростом предыдущего месяца (+2,3%). Пропускная способность в октябре выросла на 8,3% по сравнению с аналогичным месяцем 2022 года.
В октябре 2023 года объем авиаперевозок африканских авиакомпаний увеличился на 2,9%, что значительно улучшило показатели сентября (-0,1%). Перевозчики региона выиграли от самого сильного годового роста с мая (+16,7%). Пропускная способность была на 9,8% выше уровня октября 2022 года.
Источник:
https://www.iata.org/en/pressroom/2023-releases/2023-12-05-01/