На сегодняшний рынок грузоперевозок оказывают существенное влияние санкционные ограничения, введенные в отношении движения морских судов и автоперевозок на северо-западной границе РФ. Наблюдающаяся тенденция к снижению товарооборота с Европой будет продолжаться. При этом акцент в перевозках сместится в сторону южного и дальневосточного направлений, железнодорожных доставок из Китая и стран Юго-Восточной Азии.
Первый замруководителя ФТС России Руслан Давыдов рассказал о шагах, предпринимаемых таможенной службой с целью развития международных перевозок. По его словам, таможенные органы делают все необходимое, чтобы законопослушные участники внешнеэкономической деятельности не испытывали проблем с оформлением грузов и транзитными перевозками. Давыдов заявил, что бизнес должен чувствовать себя максимально комфортно в складывающихся условиях, и отметил, что таможенные органы готовы к возможному перераспределению потоков.
Что делает ФТС?
Особое внимание в их работе уделяется развитию пунктов пропуска на сухопутной кавказской границе и наращиванию морских перевозок, в том числе через Новороссийск и порты Черноморья. По необходимости в пункты пропуска прикомандировываются таможенные инспекторы. Кроме того, запланирован дополнительный набор сотрудников, которые будут работать на этих участках.
Вопросы обустройства пунктов пропуска не менее актуальны. Такие пункты должны отвечать современным требованиям и обеспечивать возможность оперативно и высокотехнологично обрабатывать грузы, проводить таможенные и иные виды контроля.
Большое значение имеет принятое решение о переходе на круглосуточный режим работы в трех пунктах пропуска на Дальнем Востоке. Однако пока они не загружены на 100%. Это обусловлено в том числе коронавирусными ограничениями с китайской стороны.
Стоит упомянуть План поддержки экономики, разработанный Правительством РФ, в который включены и уже на практике применяются меры по поддержке импорта.
Упрощению и ускорению таможенных процедур уделяется большое внимание. Более 200 общероссийских профилей риска и около 100 региональных актуализировано. Это способствует снижению контрольной нагрузки на бизнес.
В секторе низкого уровня риска теперь числится 14 тысяч компаний (добавлено 3 тысячи). На их долю приходится 80% деклараций и 90% таможенных платежей. Вывод очевиден: для большей части участников ВЭД снижена административная нагрузка со стороны таможни.
Контрольные операции в отношении товаров первой необходимости (продовольствие, лекарства, товары повседневного спроса) сокращены почти в 4 раза. Так грузы будут пересекать границу максимально быстро.
Изменения таможенного законодательства в части уплаты таможенных пошлин
Продолжается активная работа по внесению изменений в таможенное законодательство. Ниже представлены принятые постановлений Правительства, которые затрагивают вопросы уплаты таможенных пошлин и определения перечня товаров, ввозимых в рамках реализации инвестиционных проектов, которые могут быть заявлены к выпуску до подачи ДТ.
Постановление Правительства России от 02.04.2022 № 564 «Об определении особенностей применения обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов при предоставлении рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов»
С 4 апреля в случае предоставления рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов размер предоставленного обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных платежей уменьшается на сумму ввозных таможенных пошлин, налогов, уплаченную в рамках такой рассрочки. Для этого таможенный орган направляет банку-гаранту отказ от своих прав по банковской гарантии в размере уплаченных таможенных пошлин, налогов либо соответствующие изменения вносятся в договор поручительства.
Постановление Правительства России от 02.04.2022 № 565 «Об установлении категорий плательщиков таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, лиц, несущих солидарную обязанность с плательщиком по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин».
С 4 апреля изменены сроки уплаты по уведомлению для определенных категорий плательщиков.
Постановление Правительства России от 02.04.2022 № 566 «О внесении изменений в Правила подтверждения наличия оснований для предоставления отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и составления заключений федеральных органов исполнительной власти о наличии оснований для предоставления отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов»
С 4 апреля срок рассмотрения уполномоченным органом заявления о подтверждении наличия основания сокращен до 5 рабочих дней.
Постановление Правительством России от 02.04.2022 № 567 «Об определении перечня категорий товаров, ввозимых в рамках реализации инвестиционных проектов, которые могут быть заявлены к выпуску до подачи декларации на товары»
С 5 апреля определенные категории товаров, ввозимых в рамках реализации инвестпроектов, могут быть заявлены к выпуску до подачи декларации на товары.
Источники: