Вчера президенты России и Казахстана Владимир Путин и Касым-Жомарт Токаев провели переговоры в Кремле и приняли участие в XVIII форуме межрегионального сотрудничества двух стран в формате видеоконференции.
Приводим итоги встречи, которые касаются логистики.
Глава российского государства напомнил о реализации проектов по расширению пропускной способности автомобильных пограничных переходов, создании условий для наращивания грузоперевозок водным транспортом, в том числе на Каспии, по реке Иртыш, цифровизации транспортно-логистических маршрутов в рамках ЕврАзЭС, внедрении искусственного интеллекта для ускорения грузопотоков, разработке экосистемы цифровых транспортных коридоров ЕврАзЭС.
Токаев отметил, что странам нужно ускорить модернизацию логистических цепочек.
«Для формирования современной и эффективной инфраструктуры сбыта продукции в приграничных регионах Казахстана создается система торговых хабов для всего евразийского пространства. Это центр трансграничной торговли Евразии на территории Западно-Казахстанской области и на границе с РФ. Подобные торговые хабы создаются и на границе с Узбекистаном и Кыргызстаном, а также, естественно, на границе с Китаем. При этом данные хабы будут логистически увязаны с портами Актау и Курык, участвуя в распределении экспортно-импортных потоков с прикаспийскими странами, а также с Турцией и Европой».
Глава Казахстана сообщил, что ведется работа по созданию современного контейнерного хаба на базе СЭЗ «Морской порт Актау».
После введения санкций в отношении РФ страны-соседи, в том числе и Казахстан, начали перестраивать логистические коридоры. Поэтому Астана в плане логистики сейчас больше ориентируется на Китай. Как ранее заявил Токаев, «Казахстан будет продолжать проводить политику стратегического сотрудничества с Россией и Китаем».
Что же касается проработки новых логистических коридоров, идущих в обход России, то в этом плане Астана ориентируется на Баку и Анкару. На днях главы МИД Казахстана, Азербайджана и Турции подписали в Актау «дорожную карту» на 2022–2027 годы по развитию и эксплуатации маршрута «Срединного коридора», проходящего через эти три страны, в соответствии с Бакинской декларацией. Документ предполагает сотрудничество в сфере транспорта и коммуникаций.
Из-за санкций против РФ Азербайджан рассчитывает перехватить часть контейнерного потока, шедшего ранее по российским железным дорогам. В 2022 году транзит грузов через территорию Азербайджана составит около 10 млн т (8,7 млн т за 10 месяцев) – рост по сравнению с 2021 годом на 75%. Целевой показатель подразумевает рост транзита к 2030 году до 24 млн т транзитных грузов. Порт Алят (основной транзитный порт на Каспии, перенесенный из Баку) в 2022 году планирует перегрузить 5,6 млн т. Основным транспортным коридором остается железная дорога Баку–Поти (Грузия), маршрут Баку–Тбилиси–Карс пока имеет ограниченную пропускную способность и может в год доставлять в Турцию из бассейна Каспия не более 600 тыс. т грузов. Пока же логисты, выстраивающие цепочки вокруг Каcпия, говорят, что регион не оправдывает надежды на статус важного транзитного хаба. Не хватает мощностей для хранения и погрузки контейнеров, кораблей. Как итог, совокупное ожидание транспортировки через море с учетом морской перегрузки достигает 90 суток.
Увеличение транзита есть, но не настолько большое, чтобы говорить, что этот маршрут стал альтернативой существующим и идущим через Россию.
По итогам прошедших переговоров между Россией и Казахстаном по случаю 30-летия установления дипломатических отношений подписана декларация о дальнейшем развитии связей.
Вопрос реэкспорта санкционных грузов через Казахстан не освещён, значит он не поднимался или в очередной раз получен отказ. Позиция государства остаётся прежней: во избежание вторичных санкций Казахстан старается не оказывать содействие России в обходе западных санкций.
Источники:
https://www.ng.ru/cis/2022-11-28/5_8601_kazakhstan.html
https://ria.ru/20221128/politika-1834831150.html
https://portnews.ru/news/339284/