В начале марта в Литве сразу на нескольких уровнях заявили о возможности полного отказа от железнодорожного транзита российских и белорусских грузов.
Генеральный директор «Леутувос гележинкеляй» («Железные дороги Литвы») Эгидиюс Лазаускас отметил: «Мы не хотим работать с клиентами риска и зарабатывать деньги любой ценой. Максимальное отстранение от этих рынков (России и Белоруссии) является одним из наших главных приоритетов». Лазаускас подчеркнул, что предпосылкой для полного отказа от российских и белорусских грузов является невозможность действенного контроля за перевозкой товаров, включенных в санкционные списки.
Позже это заявление поддержала премьер-министр Литвы Ингрида Шимоните, а президент республики Гитанас Науседа и вовсе призвал к немедленным соответствующим действиям.
Данные соображения были высказаны на фоне скандала с конфискацией в Литве карбамидных удобрений стоимостью €2 млн, произведенных на подсанкционном предприятии «Гродно Азот». В транспортных накладных указывался другой производитель, и СМИ обвинили «Леутувос гележинкеляй» в халатности.
Однако, чтобы отказаться от транзита российских и белорусских грузов, Литве необходимо заручиться поддержкой стран Балтии и Евросоюза.
Министр коммуникаций и транспорта Литвы Марюс Скуодис заявил: «Для полного отказа от перевозки через Литву по железной дороге российских и белорусских грузов нам необходима поддержка широкой группы стран, в первую очередь стран Балтии, а также поддержка на уровне Евросоюза».
Необходимость согласованных действий в этом вопросе с другими государствами связана с тем, что при отказе Литвы от транзита таких грузов они могут быть приняты железными дорогами соседних стран.
Источник:
http://morvesti.ru/news/1678/101394/
https://www.interfax.ru/world/889506
https://www.alta.ru/logistics_news/98316/