В 2022 году остановили полеты 9 авиакомпаний. Сертификаты эксплуатанта (основной документ) четырех из них были приостановлены Росавиацией («Камчатка», SkyGates, «Быстролет», «Роствертол Авиа»), а еще одной аннулирован («Скол»). Другие авиакомпании, остановившие полеты из-за санкций (чартерная Royal Flight, бизнес-оператор «Сириус Аэро» и два входящих в ГК «Волга-Днепр» грузовых перевозчика — «Атран» и AirBridgeCargo), пока сохраняют сертификаты эксплуатантов.
Эксперты отмечают, что уход ряда игроков в чартерном, грузовом и деловом сегментах ожидаемый, учитывая санкционный эффект. Сейчас в сложном положении находятся перевозчики, отрезанные от зарубежных рынков из-за двойной регистрации самолетов. Прогнозировать устойчивость таких компаний непросто.
Что касается крупных игроков, то их положение довольно прочное, в том числе по причине масштабной поддержки через субсидии. Соответственно, в обозримой перспективе уход крупных участников рынка маловероятен. В зоне риска небольшие региональные перевозчики. Также ожидается официальный уход уже остановившихся компаний.
Стоит напомнить, что в начале 2000-х годов в РФ насчитывалось более 300 коммерческих авиакомпаний (сейчас 114). При этом топ-5 игроков обеспечивает две трети пассажиропотока.
Источник: