Новые правила, касающиеся обязательной продажи экспортной выручки, предполагают обмен рублей на валюту (за рубежом) и обратно (в России).
«Если по условиям контракта предусмотрена оплата в рублях, то у экспортера есть 30 дней, для того чтобы купить на вырученные рубли иностранную валюту на внешнем валютном рынке в размере не менее 50% от суммы выручки, полученной в соответствии с условиями внешнеторгового договора, зачислить ее на счет в уполномоченном банке и осуществить обязательную продажу валютной выручки в размере зачисленной на счет в уполномоченном банке иностранной валюты».
Из формулировок постановления правительства, которое разъясняет принципы нового механизма, возник подход к возврату рублевых доходов. Там говорится о том, что компаниям нужно продавать на валютном рынке 90% валюты, зачисленной на счета в российских банках, но не менее половины общей суммы «денежных средств, получаемых в соответствии с условиями внешнеторговых договоров». При этом не уточняется, играет ли роль валюта выручки.
В итоге экспортерам приходится по крайней мере часть доходов обменять на валюту за границей, затем перевести ее в российские банки и уже после этого продать за рубли на внутреннем рынке. Происходит двойная конвертация – «круговорот рублей». Это, между прочим, создает дополнительные сложности для подсанкционных компаний, которые ограничены в использовании иностранной валюты.
Конечно, компании хотели бы более свободно распоряжаться рублевыми внешними доходами. При этом пока власти максимально открыты и готовы к обсуждению спорных моментов. К примеру, компании, которые сталкиваются с объективными сложностями в исполнении правил продажи выручки, могут урегулировать их с помощью правкомиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций.
Что еще?
Сроки продажи внешней выручки.
Согласно постановлению правительства, бизнес должен обменять полученную валюту на рубли в течение 60 дней с момента ее получения, но не позднее 90 дней после передачи товаров покупателю. Привязка к дате отгрузки может нарушать сложившуюся практику отсрочек платежа за поставки. Кроме этого условия по отсрочке в рамочных контрактах и спецификациях к ним могут отличаться – не до конца понятно, на какой вид документов ориентироваться.
Широта охвата.
Бизнес интересует, какие дочерние структуры подпадают под требования к возврату доходов. Минфин объясняет, что под дочерними обществами необходимо понимать иностранные компании, входящие с резидентом в одну международную группу компаний. Экспортерам следует руководствоваться ст. 105.16-1 НК РФ, добавил он. Если дочернее общество экспортера осуществляет продажу товара, ранее вывезенного из России, на него распространяется требование о зачислении валютной выручки на счет в уполномоченном банке.
Обмен данными с Росфинмониторингом (РФМ).
Процесс пока не налажен. РФМ и органы валютного контроля готовят единообразные подходы к исполнению новых требований. Уполномоченные представители в крупнейшие компании уже назначены.
Что в итоге?
Скорее всего, в ходе применения нового порядка еще будут проводиться донастройки. Что же до двойной конвертации, то дополнительные издержки экспортеров на нее касаются узкого круга крупных экспортеров. Крупные компании, как правило, имеют лучшие переговорные позиции и меньшие комиссии за транзакции. В общем объеме российского рынка такие сопутствующие траты измеряются сотыми долями процента. Поэтому проблема выглядит надуманной на фоне той волатильности на десятки процентов, которую испытала вся экономика.
Источники:
https://www.kommersant.ru/doc/6337128