«Известия» констатировали, что на рынке грузоперевозок начался кризис. Транспортные компании — предприятия и индивидуальные предприниматели — еще в конце осени начали уходить с рынка и сдавать технику лизингодателям. Пик пришелся на зиму 2024–2025 годов. По итогам I квартала этого года из отрасли ушел каждый пятый игрок — многие грузоотправители сократили пул партнеров-перевозчиков на 20% год к году, что связано как с экономическими трудностями, так и с нехваткой грузов.
Порядка 30% российских транспортников остановили бизнес из-за долгов и невозможности оплачивать лизинговые платежи. Немало членов ассоциации закрыли прошлый год с отрицательной рентабельностью в -17%.
Среди перевозчиков есть те, кто сдал новые лизинговые грузовики и остался работать на своей старой технике, резко сократив объемы перевозок. Есть также и компании, которые совсем ушли с рынка или те, кого поглотили крупные игроки. Идет трансформация рынка, свидетельствующая о кризисе существующей модели перевозок.
В чем проблема?
Основная проблема перевозчиков — проседание ценообразования ниже себестоимости и высокие ставки лизинга.
Количество изъятых лизинговых грузовиков выросло более чем в два раза по сравнению началом 2024 года. Пик роста изъятий был пройден в конце 2024 – начале 2025 года и со II квартала пойдет на спад. Такая ситуация стала следствием снижения платежеспособности клиентов на фоне роста ключевой ставки, повышения утильсбора, сокращения инфраструктурных проектов и прочего.
Перевозчики просят поддержки
Ассоциация «АвтоГрузЭкс» обратилась в кабмин с просьбой в 2025–2026 годы дать отсрочку платежей по взносам во внебюджетные фонды на два года, компенсировать лизинговые взносы в размере не более 30% по договорам 2023–2024 годов, предоставить льготное кредитование до 500 млн рублей на инвестиционные цели по ставке 13,5%, а также безвозмездные субсидии на оплату труда работникам. По подсчетам организации, всего объем запрашиваемой финансовой поддержки отрасли достигает 19 млрд рублей.
Что будет дальше?
Трансформация отрасли по негативному сценарию без господдержки может привести уже во втором полугодии к росту тарифов и повышению потребительских цен.
В связи с растущими расходами грузоперевозчиков на приобретение запчастей и обслуживание автомобиля, оплату топлива (рост на 30% по итогам 2024 года), число представителей отрасли в 2025-м может сократиться на 10–15%
Пишем о грузовых автоперевозках в ТГ-канале https://t.me/optimalogistic. Подписывайтесь!
Источник: