РЖД подготовили письмо Союзу операторов железнодорожного транспорта, в котором предложили разрешить проблемы с вывозом контейнеров, следующих из Кореи в Узбекистан и Казахстан, используя для этого полувагоны из-под угля. Вопрос предоставления полувагонов для контейнеров предлагается проработать с операторами.
Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении разрешает перевозку контейнеров в полувагонах. В 2014 году она была запрещена на сети РЖД для российских грузоотправителей. Что касается импортных и транзитных перевозок зарубежных грузоотправителей, то подобный способ возможен при отправке контейнера в полувагоне с территории другой страны. Летом позапрошлого года вокруг возобновления внутренних перевозок контейнеров в полувагонах возникла оживленная дискуссия. Крупные грузоотправители, часть операторов и РЖД выступали за такую перевозку, стивидоры и профильные контейнерные операторы – против.
В июле 2021 года пробные отправки контейнеров в полувагонах начались с НЛМК, затем в августе 2021 года РЖД разрешили такие перевозки в тестовом режиме из порта Первомайский во Владивостоке по Дальневосточной железной дороге (ДВЖД). В настоящее время РЖД не рассматривают перевозку контейнеров в полувагонах в качестве основного вида транспортировки: "Это может быть дополнительной возможностью в случае дефицита специализированного подвижного состава, а также при наличии ограничений пропускной способности инфраструктуры". С сентября прошлого года действуют технические условия для перевозки контейнеров в полувагонах, "при этом широкого распространения данный вид перевозки не получил, несмотря на опасения со стороны представителей операторского сообщества".
В Global Ports, которой принадлежит ВСК — Восточная стивидорная компания, переваливающая контейнеры в Находке, говорят о том, что стивидор не осуществляет погрузку контейнеров в полувагоны. "Полувагоны, в отличие от специализированных железнодорожных платформ, не приспособлены для перевозки контейнеров". Компания называет использование полувагонов для транспортировки контейнеров более дорогой и менее эффективной по скорости мерой. Стивидоры утверждают, что подобный способ "представляет больший риск повреждения грузов".
В Global Ports добавляют, что данный вид перевозки может привести к замедлению работы станции Находка-Восточная ДВЖД в условиях возросшей нагрузки на порты Дальнего Востока.
Сейчас в Евразийском союзе участников железнодорожных грузовых перевозок собирают мнения компаний в связи с поступившим запросом от РЖД. Общую позицию союза позже направят российским железнодорожникам.
При этом существенная составляющая грузов, отправляемых через порт Восточный в контейнерах в Узбекистан, — это машинокомплекты и другие дорогие товары, которые идут на автомобильные заводы в стране. При их перевозке в полувагонах возникает дополнительный риск повреждения, что, конечно же, не в интересах грузовладельцев.
Важен также тот факт, что контейнерные поезда и маршрутные перевозки угля наиболее сильно зависят от технологии. РЖД обеспечивает высокую эффективность и скорость движения за счет обезличивания парка полувагонов и твердых ниток графика. Применение технологии перевозок контейнеров в полувагонах целесообразно лишь при согласии всех сторон — грузоотправителя, который идет на дополнительный риск повреждения груза, оператора, использующего специальные крепления для контейнеров, и порта, обладающего необходимыми возможностями для погрузки контейнеров в полувагон.
Источник: