Еще на прошлой неделе появились первые новости о стагнации контейнерного рынка. Они прозвучали на заседании Экспертного клуба Евразийского союза участников железнодорожных грузовых перевозок (ЕСП).
Так, первый вице-президент "Трансконтейнера" Виктор Марков заявил, что не видит роста контейнерного рынка в текущем году.
По итогам первого квартала 2025 года российский рынок контейнерных железнодорожных перевозок практически не показал роста — прирост составил всего 0,6%. Больших перспектив по росту в течение года не ожидается, возможно небольшое увеличение в конце III - IV квартале.
Какие причины?
Стагнация этого сегмента обусловлена сразу несколькими факторами, главный из которых — отсутствие достаточного объема грузовой базы.
Ситуация усугубляется продолжающимся падением импорта, которое напрямую влияет на структуру и оборот контейнерного парка.
В первом квартале 2025 года в России сохраняется дисбаланс экспортно-импортных контейнерных перевозок, однако в отличие от ситуации прошлого года, когда преобладал импорт, текущая динамика демонстрирует рост экспорта на 10% при снижении импорта на 20%. В итоге дисбаланс достиг 70 тыс. ДФЭ, но теперь не хватает импорта для утилизации вагонов, приходящих на погранпереходы с экспортом.
Это приводит к накоплению порожних контейнеров на границе, снижению рентабельности перевозок и ухудшению оборота подвижного состава. Отсутствие стабильного импорта мешает контейнерным операторам эффективно планировать логистику и использовать парк.
Кроме того, в апреле 2025 года в России зафиксировано существенное сокращение оборота вагона, что стало одной из ключевых тенденций на фоне стагнации грузового рынка. Средний оборот вагона за 20 дней апреля составил 15,7 суток, тогда как в пиковые периоды 2024 года он достигал 20 суток. Поэтому появился профицит подвижного состава
Еще одним фактором давления на отрасль стало обрушение Шанхайского индекса контейнерных перевозок на 40% к четвертому кварталу 2024 года.
Что дальше?
В отрасли ожидаются нормативные изменения, которые должны привести к большей прозрачности и стандартизации условий работы для всех участников рынка. Речь идет о новых правилах приписки и допуска вагонов на сеть РЖД, а также об определении потребного парка операторов, которые уже обсуждаются с регулятором.
Участники рынка настаивают, что для стабилизации ситуации необходима диверсификация экспортной номенклатуры, развитие внутренних контейнерных маршрутов и поддержка импорта по приоритетным направлениям, в том числе через механизмы субсидирования или логистических стимулов.
Пишем о международных контейнерных перевозках в ТГ-канале https://t.me/optimalogistic . Подписывайтесь!
Источники:
https://logirus.ru/news/transport/rynok_konteynernykh_perevozok_vstal_s_nog_na_golovu.html
https://www.tks.ru/logistics/2025/04/24/0002/
https://www.interfax.ru/business/1021454