С начала года ставки на перевозку контейнеров из Китая в Москву железной дорогой выросли более чем на 50% (данные Центра ценовых индексов).
По маршруту Сиань—Москва в июле стоимость перевозки 40-футового контейнера выросла на 7% к июню, до более чем $7 тыс. На маршрутах из Шанхая и Гуанчжоу цена выросла на 3–7%, до более чем $8 тыс.
Ставка на железнодорожную отправку контейнеров с Дальнего Востока, прибывших туда морем, увеличилась в июле на 14%, до 295 тыс. руб., для 40-футового контейнера. Стоимость морской доставки контейнеров из портов Китая в дальневосточные порты РФ выросла на 11–31%, до $2,2–4,8 тыс., в зависимости от маршрута и типа контейнера.
При этом ставки продолжают расти, хотя меньшими темпами, чем в июне.
В чем проблема?
Приморские и внутренние терминалы Дальнего Востока перестали справляться с входящим потоком контейнеров из Китая. Склады переполнены. Сложности возникают и на погранпереходах. В июле самой острой проблемой рынка стала нехватка фитинговых платформ под погрузку импортных контейнеров на терминалах Забайкалья и в портах Дальнего Востока.
А что РЖД?
В ОАО РЖД подтвердили уже обозначенную позицию, что «подача порожних платформ из Сибири и европейской части страны для погрузки контейнеров приведет к неэффективному использованию пропускной способности». Там считают наиболее оптимальным использование вагонов под сдвоенные операции. В качестве одной из возможностей ускоренного вывоза импортных контейнеров с терминалов на погранпереходах предлагается использование контейнерными операторами незадействованных фитинговых платформ иных собственников (только в июне 2024 года со станции Забайкальск было отправлено 906 порожних фитинговых платформ).
Участники отрасли полагают, что проблему на погранпереходах можно было бы минимизировать тем же способом, который был уже применен в портах Дальнего Востока, — перевозкой в полувагонах. Но на погранпереходы не распространяются скидки на перевозку контейнеров в полувагонах с дальнейшей перегрузкой на платформы (20,7%), действующие в портах.
В одном из последних распоряжений ОАО «РЖД» предусмотрело мероприятия по повышению пропускной способности МГСП (международных государственных стыковых пунктов). В частности – увеличение грузовых поездов до 71 условного вагона, международных специализированных контейнерных поездов – до 114 условных вагонов.
Наши специалисты рассказывают об уменьшении количества возвращаемых поездов из Москвы на Дальний Восток и говорят о таких сроках ожидания отгрузок КТК из дальневосточных портов на ж/д в направлении Москвы:
ВМТП – от 20-25 дней (сейчас порт отгружает еще июньские контейнеры;
ВМКТ – от 20-25 дней;
ВМПП/Соллерс – до 14-18дней;
ВСК – около 18 дней;
сторонние терминалы Владивостока – от 14 дней с момента вывоза из порта + 1 день на вывоз.
Следим за ситуацией в портах и на ж/д станциях, задействованных в международных цепочках поставок, в ТГ-канале https://t.me/optimalogistic .
Источники:
https://www.rzd-partner.ru/zhd-transport/news/sostavnost-gruzovykh-poezdov-uvelichat/