Растущая напряженность на Ближнем Востоке продолжает оказывать влияние на цепочки поставок.
Авиаперевозки из Дубая
Речь идет в первую очередь о грузовых авиаперевозках, в частности из Дубая. (Кстати, международный аэропорт в Дубае затопило из-за сильных ливней. По последним сообщениям ситуация постепенно нормализуется, но понятное дело, на некоторое время происшедшее еще больше усложнит положение дел). Они могут столкнуться с серьезными проблемами и ростом ставок фрахта из-за растущей напряженности на Ближнем Востоке.
На прошлой неделе прошло сообщение, что объем авиаперевозок из Дубая в Европу увеличился на 114% в годовом исчислении. Главный фактор такого роста – перебои в морских перевозках, грузы переключились с доставки по морю на воздушный транспорт.
Проблемы с безопасностью заставили многих крупных авиаперевозчиков отменить рейсы или изменить их маршрут. Так как с 2022 года российское воздушное пространство было закрыто, многие авиаперевозчики полагались на Иран как жизненно важный хаб в перевозках между Азией и Европой. Поэтому закрытие воздушного пространства над Ираном станет в дальнейшем препятствием для авиаперевозок между Азией и Европой.
Перевозчики, выполняющие рейсы Азия – Европа, будут ограничены двумя альтернативными маршрутами: либо через Турцию, либо через Египет и Саудовскую Аравию. Увеличение длины маршрутов в обход иранского воздушного пространства, безусловно, окажет влияние на перевозки, если ситуация будет и дальше обостряться.
Наиболее часто используемые хабы море-авиа на маршруте из Азии в Европу включают Дубай, Коломбо и Бангкок. Если бы морские порты в ОАЭ были недоступны, то, скорее всего, грузы были бы перенаправлены в Коломбо или Бангкок, которые уже и так загружены объемами, перенаправленными из региона Красного моря.
Что с индийским экспортом?
Из-за эскалации напряженности на Ближнем Востоке и невозможности совершать полеты над территорией Ирана Индия вынуждена переориентировать доставку части своего экспорта в страны Европы с морского на воздушный транспорт. Перевозки экспортных товаров таким способом вырастут на 10-15%. При этом время доставки грузов увеличится.
Рост продолжительности времени доставки и страховых взносов поднимет ее стоимость на 40%-60% и вызовет задержку примерно на 20 дней получения грузов. Индийский экспорт, в частности, продукции машиностроения в Европу по новым соглашениям с импортерами в результате пострадает на 30%-35%.
Вместе с тем важно понимать, что 80-85% мировых грузов перевозятся судами, поэтому судоходной отрасли придется продолжать работу в любых условиях.
Закрытие Ормузского пролива
На прошлой неделе Иран заявлял о возможности перекрытия Ормузского пролива.
Для понимания: Ормузский пролив является главное транспортной артерией стран Персидского залива. Полное его перекрытие приведет к тяжелым последствиям для международной торговли этих стран.
Большинство специалистов сходятся во мнении, что полное закрытие Ираном Ормузского пролива маловероятно. Полная изоляция нанесет существенный ущерб экономике Ирана.
Геополитическая напряженность в регионе, скорее всего, приведет к увеличению затрат на авиа- и морские перевозки.
Тем не менее, если бы перекрытие Ормузского пролива произошло, то маршруты доставки грузов транзитом через Иран на Россию были бы крайне ограничены. Есть порт Чабахар, расположенный далеко от Ормузского пролива, ближайший порт к границе с Пакистаном. А также помимо морского пути остаётся наземный мультимодальный вариант доставки с чередованием автомобильного и железнодорожного транспорта, который сейчас недостаточно востребован.
И пусть прямого влияния на российских учВЭДов ситуация на Ближнем Востоке не оказывает, отголоски этой истории нам все равно слышны. Выросли же в I квартале этого года транзитные перевозки через РФ из Китая в ЕС на 44%...
Источники:
https://www.maritimegateway.com/iran-israel-conflict-shipping-industry-set-for-tougher-times-ahead/
https://seanews.ru/2024/04/17/ru-torgovoe-sudohodstvo-stalo-zalozhnikom-politiki/
https://seanews.ru/2024/04/16/ru-o-posledstvijah-vozmozhnogo-zakrytija-ormuzskogo-proliva/
https://www.tks.ru/logistics/2024/04/15/0004/