На недавно завершившемся ВЭФ-2023 был организован бизнес-диалог «Россия-Монголия». Его участники обсуждали, как вдохнуть жизнь в экономическое сотрудничество между соседними странами. Затрагивались, в том числе темы торговли и транспорта.
Торговля
Сегодня торговые связи между Монголией и Россией развиваются непросто. Хотя товарооборот растет (в 2022-м он оставил $2,7 млрд, в 2023-м, как ожидается, увеличится до $3 млрд), его показатели весьма скромные.
При этом в товарообмене сохраняется серьезный дисбаланс. Почти 95% товарооборота приходится на российский экспорт. Для доступа товаров из Монголии на рынок России есть много препятствий, включая высокие пошлины и строгие ветеринарные требования к животноводческой продукции.
Из перспективных направлений для развития торговых отношений участники диалога отмечали ввоз монгольского мяса, создание собственной сети торговых домов и розничных магазинов в крупных городах России, а также электронную торговлю.
Транспорт
В 2015 году между Монголией, Россией и Китаем была подписана программа, затрагивающая в том числе модернизацию и расширение Центрального железнодорожного коридора между Россией, Монголией и Китаем. В частности, это Улан-Удэ – Наушки через Монголию до г. Эрлянь и Жэминь в КНР. Этот коридор является ключевым. Важно, чтобы провозная способность на монгольском отрезке развивалась с увязкой с российскими и китайскими планами. В этом году ведутся переговоры по разработке ТЭО и грузовой базы именно по Центральному железнодорожному коридору от Улан-Удэ до Жэминя через Монголию. Кроме традиционного Центрального железнодорожного коридора, в планах строительство Восточного коридора - от Соловьевска до китайско-монгольской границы через восточную часть Монголии, и Западный - от республики Тыва до китайской границы.
С российской стороны РЖД активно развивает участок Улан-Удэ – Наушки. Ведётся работа по строительству пунктов пропуска Монды-Ханх, который включён в программу Минтранса России по модернизации.
Контейнерные перевозки
Между прочим, ТрансКонтейнер фиксирует увеличение контейнерных отправок между Россией и Монголией на 44%. За 8 месяцев 2023 года общий объем перевозок (экспорт, импорт, транзит) составил свыше 232 тыс. TEU, в то время как за аналогичный период прошлого года – 161 тыс. TEU. Основной прирост приходится на импортные перевозки (в 2 раза), объем в экспортном сообщении увеличился меньшими темпами (на 26%). В среднем в сутки из Китая в Монголию принимается порядка 5,5 контейнерных поездов, в Китай из Монголии передаётся около 4 поездов.
Более динамичному развитию транспортного сообщения между государствами может поспособствовать модернизация приграничной железнодорожной инфраструктуры и внедрение электронного документооборота.
Источники:
https://www.baikal-daily.ru/news/19/464271/
https://seanews.ru/2023/09/13/ru-kontejnernye-perevozki-mezhdu-rossiej-i-mongoliej-vyrosli-na-44/
https://www.rzd-partner.ru/logistics/comments/mongoliya-prosit-otkryt-dlya-nee-rossiyskiy-rynok/