Переориентация экспортных потоков в порты юга, востока и северо-запада России выявила сложности, с которыми сталкиваются перевозчики на подъездных путях к морским терминалам. Эксперты отрасли отмечают, что они связаны по большей части с инфраструктурными ограничениями, а также с недостаточной синхронизацией работы железнодорожников и портов.
Юг
Грузовые потоки в направлении южных портов России к 2025 году увеличатся на 50%, что связано как с вводом в эксплуатацию Крымского моста, так и с развитием порта Тамань. Пропускная способность путей в направлении Азово-Черноморского бассейна должна превысить 130 млн тонн.
Для увеличения пропускной способности железнодорожных путей в направлении Новороссийска запущены железнодорожные поезда в обход Краснодара. Значительная часть грузопотока перераспределена на участок Тимашевская – Крымская.
Направление к портам юга России сегодня оттягивает часть грузов с востока страны. Однако на подходах к Туапсинскому порту есть затруднения в связи с двукратным ростом пассажирского движения на этой ветке. В связи с ростом пассажирских перевозок объём грузов, следующих в данном направлении, обеспечивается наполовину от возможностей терминалов. Необходима разработка новых инфраструктурных решений, способных разделить движение грузов и пассажиров. Следует решить эксплуатационные вопросы, например закрепить для работы на участке до станции Туапсе более мощные электровозы, которые смогли бы обеспечить провоз полносоставных поездов, исключив отцепки в пути следования по весовым нормам. Реализация данных инициатив позволит увеличить перевалку грузов через порты Азово-Черноморского бассейна.
Северо-Запад
Северо-Западный полигон позволяет разгрузить Восточный полигон. На сегодняшний день показатели провозной способности на Северо-Западном полигоне составляют 145,6 млн тонн в год. Инфраструктура здесь удовлетворяет текущие потребности по грузопотоку.
При этом есть потенциал роста – за счёт внедрения новых технологий и за счёт развития инфраструктуры. В частности, планируется расширение подходов к портам Мурманского региона. Порт Мурманск – это точка роста для грузопотоков на северо-западе. Здесь находятся незамерзаемые глубоководные терминалы, способные принимать крупнотоннажные суда круглый год. Кроме того, Мурманск – это место зарождения грузов для Севморпути.
Восток
В 2022 году пропускные способности Транссиба и БАМа были увеличены до 158 млн тонн, а объём перевозок составил 149 млн тонн. К 2023 году пропускные мощности решено нарастить до 173 млн тонн. С 2013 по 2022 год на данном направлении было построено более 1,2 тыс. объектов, реконструировано 5 тыс. км пути. До 2024 года планируется уложить ещё 1,3 тыс. км главных путей, а также реконструировать 32 разъезда и 26 станций. Это направление остаётся самым загруженным в стране. С учётом глобального разворота грузов на восток и без того узкие места Восточного полигона стали ещё более грузонапряжёнными.
Для разгрузки Восточного полигона есть три пути.
Первый – это модернизация и строительство железнодорожной инфраструктуры, второй – внедрение новых технологических решений, позволяющих повысить эффективность действующей инфраструктуры, в том числе максимальное использование инновационных вагонов с повышенной грузоподъёмностью, третий – переориентация логистических цепочек с востока на северо-запад и юг России.
Точки роста в ДФО
Такой точкой может стать развитие железнодорожного направления в сторону Ванино и Советской Гавани, поскольку здесь функционируют не только крупнейшие портовые терминалы, но также осуществляется паромная связь с Сахалином (Ванино – Холмск).
Увеличить грузопоток в направлении портов ДФО также позволит электрификация на участке Волочаевка – Ванино, поскольку сейчас составам, следующим с Транссиба на БАМ, нужно переходить с электрической тяги на тепловозную. Электрификация данного участка наряду с расширением инфраструктуры позволит увеличить грузооборот на ванинском направлении дополнительно на 40 млн тонн в год.
Глобальной точкой роста всего Восточного полигона может стать развитие тяжеловесного движения за счёт привлечения инновационных вагонов. Данный переход позволит увеличить объём вывоза на восток на 10–15 млн тонн в год больше с учётом текущей инфраструктуры. При этом будут учитываться унификация веса поезда, исключение отцепок вагонов в пути следования, сокращение нагрузки на инфраструктуру из-за увеличения гарантийных плеч движения, высвобождение тягового ресурса.
Эксперты также отмечают следующие проблемы:
- неувязка графиков и недостаточно эффективное взаимодействие между диспетчерским портовым и железнодорожным аппаратами;
- частое отсутствие синхронизации между развитием и производственными операциями морских портов и возможностями и планами железной дороги;
- сложности по обработке вагонов на подъездных путях, связанные с ограниченностью свободных ёмкостей для выгрузки и локомотивной тяги;
- недостаточные темпы модернизации инфраструктуры.
Источник:
https://gudok.ru/content/freighttrans/1630060/