Как Россия и Китай планируют сотрудничать в авиаотрасли
Проект российско-китайского самолета будет пересмотрен. Сначала при производстве широкофюзеляжного лайнера CR 929 предполагали использовать западные моторы. Однако из-за запрета экспорта высокотехнологичной продукции от этой идеи пришлось отказаться. Глава Минпромторга Денис Мантуров отметил, что общий проект России и Китая в силе и смена поставщиков закончится в течение этого года.
Отечественному авиастроению важно в очень сжатые сроки создать собственные запчасти или самолеты. При этом на данные о летной годности имеющегося парка являются основополагающим фактором. В авиационной отрасли продолжит использоваться оставшийся с прежних времен парк. Если комплектующие и запчасти китайского производства поступят в Россию, то эти самолеты смогут летать достаточно долго. Новые разработки, естественно, теперь будут ориентироваться только на отечественные или запчасти из дружественных стран. В этой связи может быть интересно сотрудничество с Китаем. Возможно, оно ускорит создание работоспособных серийных моделей для его же пассажиров, которые вполне смогут в последующем конкурировать с моделями узкофюзеляжных самолетов Boeing и Airbus.
Существующего парка в плане обеспечения полетов должно хватить как минимум на четыре-пять лет. За это время российские авиастроители должны создать отечественные модели, независящие от иностранных запчастей. Выходом из сложившейся ситуации может стать международная кооперация с китайскими производителями, которые также идут по пути создания собственных продуктов.
Глава Минпромторга Денис Мантуров сказал, что в рамках программы по развитию отрасли для нужд гражданской авиации до 2030 года будет поставлено более 1 тыс. самолетов. При этом проект российско-китайского воздушного судна, которому прочится роль главного конкурента Boeing 777, находится в разработке уже восьмой год. Самолет предполагали использовать на растущих рынках авиаперевозок Юго-Восточной Азии и Китая, где рост доходов населения активно формирует спрос.
О проекте рассказывает подробнее начальник отдела Аэродинамического проектирования гражданских самолетов Центрального аэрогидродинамического института Анатолий Болсуновский: «Сначала мы хотели делать самолет на равноправных условиях. Потом была мысль использовать проект российского перспективного двухконтурного турбовентиляторного двигателя сверхбольшой тяги ПД-35, но решили начать с его младшего брата ПД-25, который, на самом деле, более важен. Поэтому мы уже и с двигателем к китайцам не приходим.
Затем была мысль, что, может быть, Китай закажет у нас крыло из композитов. Мы только что сделали крыло для МС-21, оно весит примерно 80 тонн. Российско-китайский самолет должен весить 250 тонн, соответственно, крыло должно быть в три раза большей площади, но опыта по созданию таких крыльев у нас нет, и вряд ли он появится. Чтобы научиться плавать, надо плавать. Для того чтобы научиться делать крылья, надо их делать. Поэтому сомневаюсь, что мы успеем вовремя с этим проектом. За время моей сорокалетней работы в отрасли, проектов отечественных самолетов было порядка нескольких сотен, а реализованы из них фактически только два — Sukhoi Superjet 100 и немного буксующий из-за санкций МС-21».
Напомним, что Бермудские Острова (именно там зарегистрировано большинство Boeing и Airbus российских перевозчиков), приостановили сертификаты летной годности лайнеров. Без них выполнять полеты запрещено.
Источник:
https://www.kommersant.ru/doc/5421656