Каковы сейчас сроки поставок автозапчастей? Как повлияет повышение стоимости контейнерного фрахта на цены на автомобили? Продолжат ли поступать в Россию авто по параллельному импорту?
Разбираемся вместе с вами в этих вопросах.
Что по срокам?
В этом году сроки поставок автозапчастей выросли почти в два раза.
Ситуация с доставкой деталей стабилизировалась к концу 2023 года. Тогда их привозили в среднем за две-три недели, а основными хабами стали Турция, Объединенные Арабские Эмираты и Китай.
С начала этого года достаточно остро стоит вопрос именно с платежами. Никто не пересылает деньги за одну конкретную запчасть. Речь идет о целой партии, и импортерам приходится отправлять большую часть средств заранее, они дольше этого ждут, поэтому стоит больше говорить о финансовых трудностях, нежели логистических.
Из-за задержек в проведении платежей сроки изменились. Теперь поставки занимают не меньше месяца, сроки достигают 45 дней, а если говорить о доставке деталей из ОАЭ, она потребует от полутора до трех месяцев.
Запрета на поставку комплектующих нет, однако в машинах используется много электроники, чипов. Согласование тоже теперь занимает больше времени — элементы проверяют, чтобы они не были товарами двойного назначения.
Есть ряд марок и моделей, по которым запчасти ожидаются очень долго. В основном это европейские, корейские, японские и американские авто. Если раньше существенные проблемы наблюдались только по люксовым маркам, например, таким как Infinity, Audi, Mercedes, Porsche Cayenne, то сейчас список расширился даже на непремиальные бренды автомобилей производства США, Японии и Европы. Особую сложность вызывает ремонт и заказ запчастей для ТС старше семи лет.
Чем это грозит?
Предполагается, что из-за этого оригинальные запчасти всё чаще будут заменять аналогами. В дальнейшем также увеличится доля китайских деталей, причем не только для авто из КНР, но и для машин любых марок. Сейчас производители дубликатов занимают около 30% общего объема рынка комплектующих.
Цены на запчасти также будут расти в 2024 году. Со сложностями в поставках деталей столкнутся даже владельцы китайских машин. В первую очередь те, кто купил авто по «серым» схемам.
Давайте подробнее про цены.
В первую очередь нас интересует Китай. Перевозки автомобилей и автозапчастей контейнерами из Китая в Россию и Белоруссию стали стоить существенно дороже. Мы уже говорили о том, что китайцам пришлось поднять тарифы в связи с сокращением числа свободных контейнеров и чрезвычайно высоким трафиком товаров через границу.
Повышение стоимости фрахта контейнеров может отразиться на стоимости перевозимых товаров. Нельзя исключать и роста сроков поставок машин и комплектующих. Однако напрямую сроки поставок и цены не связаны.
На сколько может подорожать машина?
Масштабы подорожания ввозимых в Россию из Китая автомобилей контейнерами нетрудно рассчитать. В 40-футовый контейнер гарантированно поместятся лишь две машины: длина тары — чуть более 12 метров. Если за нижнее значение принять подорожание фрахта на $300 на контейнер, то каждая машина, перевезенная в нем, вырастет в цене на $150 или чуть менее чем на 13 500 руб. По верхней планке в $1 500 за фрахт речь идет о 68 000 руб. на каждую машину.
Подорожание машин из-за повышения стоимости фрахта окажется безболезненным для покупателей более дорогих автомобилей. Целевая аудитория может даже не заметить повышения цен, так как речь идет о дополнительных 20–40 тыс. руб. на одну машину.
Как сильно вырастут в цене автокомпоненты?
По запчастям и комплектующим расчет выполнить сложнее. О действительно масштабном подорожании или о предпосылках к дефициту запчастей сейчас говорить не приходится. Более того, эффект от изменения стоимости перевозок не будет мгновенным: он растянется, как минимум, на 2–3 месяца.
Из перевозимых контейнерами запчастей и комплектующих наибольшие шансы вырасти в цене у товаров с невысокой удельной стоимостью — вроде фильтров. А также у крупногабаритных товаров — например, у целых автокузовов.
Рынок автомобилей и автокомпонентов в России пока также остается стабильным. После 2022 года он оказался переполнен расходными материалами: поставщики закупали товары на год вперед. Это привело к стабилизации предложения и к снижению цен. Китайские бренды также развивают поставки деталей: на территории страны уже функционирует, как минимум, три профильных склада, на которые завозят не расходные материалы, а детали для крупного ремонта — фары, бамперы и прочие уникальные компоненты.
Что с параллельным импортом?
Параллельный импорт автомобилей, на который в свое время многие возлагали большие надежды, идет на спад, в апреле 2024-го их доля в числе новых зарегистрированных машин снизилась до 11%. При этом в феврале и марте показатель был на уровне 15-16%. Чаще всего по альтернативным каналам в апреле ввозили китайскую марку Lixiang, которая известна гибридными машинами и электромобилями. В тройку также вошли Toyota и BMW.
Что будет дальше?
Скорее всего, в ближайшие несколько месяцев такой ввоз упадет еще сильнее. Ужесточение правил ввоза, увеличение платежей, перекрытие канала через Киргизию с занижением таможенной стоимости и Белоруссию с оформлением на льготников приводит к повышению стоимости автомобиля.
Сейчас из-за границы заказывают в основном премиальный сегмент. Бюджетные машины из-за всех дополнительных платежей везти невыгодно. Ввозят также иномарки с американского рынка, с аварийных аукционов, которые побывали в значительных ДТП либо получили повреждения от наводнений и стихийных бедствий. Соответственно, такие автомобили имеют низкую закупочную стоимость, и их достаточно рентабельно восстанавливать и продавать.
В апреле более трети ввезенных по параллельному импорту машин пришлось на китайские бренды. Аналитики предполагают, что в ближайшие несколько месяцев они уступят первое место европейским маркам.
Что в итоге?
Рынок автомобилей и автокомпонентов в России пока также остается стабильным. После 2022 года он оказался переполнен расходными материалами: поставщики закупали товары на год вперед. Это привело к стабилизации предложения и к снижению цен. Китайские бренды также развивают поставки деталей: на территории страны уже функционирует, как минимум, три профильных склада, на которые завозят не расходные материалы, а детали для крупного ремонта — фары, бамперы и прочие уникальные компоненты.
Источники:
https://www.kommersant.ru/doc/6713578
https://iz.ru/1699871/2024-05-21/dolia-poddelnykh-avtozapchastei-na-rynke-rf-vyrosla-do-28
https://www.tks.ru/news/nearby/2024/05/21/0007/