ФТС опубликовала данные внешней торговли РФ за первые шесть месяцев текущего года. Все подробности в нашей инфографике. Главное: экспорт снизился на 0,4%, до $207,1 млрд, импорт — на 8,1%, до $130,4млрд. Нас в данной ситуации больше интересуют импортные поставки, поэтому порассуждаем о них.
Какие вообще прогнозы?
ЦБ РФ прогнозирует, что физические объемы импорта товаров в Россию в 2024 году сократятся на 1–3%. И это на 4 процентных пункта хуже, чем ожидалось весной (плюс 1–3%). По стоимостному объему прогноз импорта товаров и услуг был снижен на 3,7% относительно апрельской версии.
Ухудшение прогнозной динамики импорта связано с усилением санкционных барьеров «в части платежей и логистики». И хотя в Банке России считают, что дальше эта проблема будет уменьшаться, «отношение импорта к ВВП, как ожидается, сохранится в среднесрочном периоде на более низком уровне, чем в 2021 году».
Банк России пишет также, что на горизонте 2025–2027 годов возобновится постепенное расширение импорта товаров и услуг благодаря диверсификации поставок и развитию новых логистических цепочек.
По мнению экспертов, новый прогноз отражает некоторый статус-кво, при котором пик проблем с платежами был пройден в первом квартале, а во втором полугодии ситуация останется хоть и напряженной, но не такой критичной.
Мы уже писали о том, что весьма вероятен сценарий, при котором цель по снижению импорта в российском ВВП до 17% к 2030 году будет достигнута намного раньше. И этом совсем не говорит о сопоставимом росте импортозамещения – часть результата придется на чистое сокращение импорта.
Стоит понимать, что отставание импорта от прошлогодней динамики связано не только с усилением санкционного давления с начала года и ростом проблем с трансграничными платежами и логистикой, но и с жесткой денежно-кредитной политикой (ДКП). Она на импорт действует через два канала — через внутренний спрос и через курс рубля.
Как к этому относиться?
В действительном контексте важна не столько динамика непосредственно объема импорта, сколько динамика его структуры. В нашем случае снижение отношения импорта к ВВП – все-таки скорее проблема. Импорт комплектующих, компонентов, оборудования и в целом технологической продукции – важнейший фактор развития экономики. Даже само импортозамещение без импорта технологий представляется крайне проблематичным.
При этом снижение доли импорта в ВВП – это процесс, отражающий структурную перестройку экономики. Оценивать импортозамещение и его интенсивность сейчас невероятно сложно, так как отсутствие детальной торговой статистики накладывается на существенные структурные сдвиги. В различных секторах ситуация может очень сильно отличаться. Взять, к примеру, автомобилестроение и бытовую химию.
Анализируем и комментируем ключевые события и статистику сферы ВЭД в ТГ-канале https://t.me/optimalogistic . Подписывайтесь!
Источники:
https://customs.gov.ru/statistic/vneshn-torg/vneshn-torg-countries
https://www.kommersant.ru/doc/6890858
https://www.rbc.ru/economics/10/08/2024/66b518a89a7947309468e5ec