«Коммерсантъ» пишет, что власти всерьез озаботились проблемой переполнения импортными контейнерами портов Дальнего Востока и намерены ее решить.
Какие предлагаются меры?
Во-первых, операторам контейнерных терминалов региона Минтранс поручил снизить загрузку до 90% или ниже, рассматривается нормативное закрепление показателя максимальной загруженности.
Во-вторых, назначение дополнительных контейнерных поездов на Дальний Восток.
Против выступает Виталий Савельев, так как это скажется на угольном экспорте. Цена назначения трех контейнерных поездов — 3 млн тонн угля в год. От позапрошлого года, когда такие поезда были добавлены, текущую ситуацию отличает резкое обострение конкуренции за инфраструктуру контейнеров с другими грузами и особенно углем, который раньше было рентабельно экспортировать через порты Северо-Запада и Юга.
В-третьих, вывоз за счет погрузки контейнеров в полувагоны
Но полувагонами нельзя обеспечить вывоз всех контейнеров. Дальнейший рост отправок контейнеров в полувагонах приведет к возникновению коллапсов в Сибири, а также к нехватке полувагонов под погрузку угля.
В-четвертых, ограничение или запрет судозаходов в порт при высокой загруженности терминалов.
Но каждый судозаход — это большие деньги, и его запрет означает потери как для оператора терминала, так и для федерального и регионального бюджетов, куда поступают соответствующие сборы.
Проблему с экспортом ограничение импорта не решит. Нехватка экспорта приводит к тому, что вместимость судов используется не полностью. В итоге операторы флота будут вынуждены компенсировать убытки за счет ставок фрахта, что повлечет удорожание импортных товаров для конечных потребителей.
Немного цифр
Всего в январе—августе 2024 года с Дальнего Востока отправлено 229,8 тыс. TEU в более чем 114 тыс. полувагонов (рост в 1,7 раза). Перевозка контейнеров в полувагонах стимулируется скидкой в 20,7%. 12 сентября достигнут новый рекорд погрузки контейнеров в полувагоны на Дальнем Востоке — 2348 TEU.
Среднесуточный уровень вывоза контейнеров из портов Дальнего Востока в сентябре по состоянию на прошлую неделю составлял 3690 TEU, что на 6,5% выше, чем в 2023 году. При этом в 2022 году на пике (в декабре) вывоз достигал 4320 тыс. TEU.
Вместо вывода
Теперь главное, чтобы обошлось без радикальных ограничений. Они точно не будут способствовать нормализации ситуации на Восточном полигоне.
О том, как дальше будет развиваться ситуация с вывозом контейнеров с Дальнего Востока, будем писать в ТГ-канале https://t.me/optimalogistic . Подписывайтесь!
Источник: