Насытить внутренний рынок и сдержать рост стоимости продукции позволит конкуренция в поставках продукции со стороны неофициальных импортеров. Министерство промышленности и торговли совместно с другими ведомствами будет мониторить ситуацию с поставками из-за рубежа. При необходимости перечень товаров параллельного импорта будет дополняться или сокращаться. Продукция народного потребления, запчасти и аксессуары для легковых автомобилей – первые категории данного списка. Рассказываем о том, как и через какие страны проще всего ввозить «параллельные» товары, а также о препятствиях, с которыми может столкнуться бизнес в процессе ввоза.
Стоимость продукции параллельного импорта
Параллельный импорт предполагает возможность ввоза товара из любой страны, где он введен в гражданский оборот правообладателем или с его согласия, по любым доступным логистическим маршрутам.
Разрешение параллельного импорта не означает легализацию контрафакта. Вся ввозимая продукция по-прежнему должна соответствовать установленным техническим требованиям.
Процедура ввоза по параллельному импорту выглядит так. Покупатель приобретает продукцию за рубежом, где она введена в гражданский оборот с согласия правообладателя, и затем обеспечивает ее ввоз в РФ. При условии наличия товара в перечне, утвержденном приказом Минпромторга России, таможня не будет препятствовать его ввозу.
Интересно то, что сейчас методология не предусматривает выделение в отдельную форму статистических наблюдений товаров, перемещаемых без согласия правообладателей. Соответственно, никто не будет отмечать ввезенные товары как параллельный импорт в документах. Статистику по таким ввозам получить будет непросто.
Важен тот факт, что товары, производимые внутри страны, часто делаются из материалов или составных частей, запрещенных к ввозу. Так, для техники, автомобилей в настоящее время требуются микрочипы, но они под санкциями. Их нужно завозить по процедуре параллельного импорта. Именно нехваткой деталей вызваны простои множества российских заводов.
Есть мнение, согласно которому цены на «параллельный импорт» однозначно будут выше обычных из-за увеличения затрат на логистику и на проведение финансовых операций, более долгой процедуры доставки. Разница при этом может достигать 20% в сравнении с продукцией, которая раньше производилась подсанкционными брендами внутри страны. Понятно, что список параллельного импорта был разработан для той продукции, в которой сейчас в стране ощущается недостаток. В условиях внутреннего дефицита даже дорогой товар параллельного импорта будет востребован. Так как в роли поставщиков будут выступать посреднические компании, это точно скажется на цене продукции. Она вырастет на посредническую маржу, которую сейчас сложно спрогнозировать.
Согласно противоположным расчетам, товары, ввезенные параллельным импортом, будут стоить на 30% дешевле. «Параллельные» товары — значит, ниже цена, но выше риски. Желательно, чтобы государство усилило контроль за качеством продукции в обеспечение закона о защите прав потребителей. В любом случае это будет очередной шаг к борьбе с транснациональными монополиями, что положительно скажется на общем рынке.
Борьба за качество
В настоящее время на рынке логистических и таможенных услуг широко рекламируется схема покупки санкционных товаров через Казахстан с фактическим заездом через территорию страны и проведением таможенного оформления. Следует учитывать, что стоимость этих товаров будет увеличена из-за повторной оплаты НДС при покупке товара между юридическими лицами РФ и Казахстана. При декларировании товара в Казахстане оплачивается пошлина (тариф единый на территории ЕАЭС) и 12% НДС, а при продаже растаможенного товара от некоего казахстанского лица в адрес юридического лица РФ оплачивается 20% НДС.
Участники рынка замечают, что вопросы качества товара будут весьма актуальны в ближайшее время, в том числе из-за возможности получения документов на сертификацию обходными путями и проблемы проверки контрафактности. Некачественная продукция может завозиться при проведении испытаний в союзных государствах.
На рынке сертификации представлены услуги по получению нетарифных документов, подтверждающих качество товаров с помощью испытаний в странах ЕАЭС (Армения, Киргизия, Казахстан, Беларусь). Такие лаборатории могут вести исследования с нарушением порядка испытаний, без фактических испытаний образцов и выдавать документы на товар плохого качества. При этом они не подчиняются Росаккредитации и могут иметь другой взгляд на проводимые операции с образцами для получения необходимых нетарифных документов. При сравнении сроков, требований и цен можно обнаружить, что в союзных государствах подчас такие услуги стоят меньше, а оказываются быстрее и проще, чем в РФ.
Кроме того, контрафакт может возникнуть в связи с тем, что по списку параллельного импорта можно завезти товар без разрешения правообладателя. При желании товарные знаки можно «лепить» согласно перечню из-за невозможности контролировать фактическое происхождение товара. Даже сейчас на маркетплейсах присутствует продукция сомнительного качества и происхождения.
В подлинности произведенного товара под тем или иным брендом в ходе проверки внешнеэкономических контрактов и сертификатов происхождения без самого правообладателя или его представителя таможня удостовериться не может. Подлинность и качество товара оказываются под вопросом. Очень многое при текущей системе зависит от желания и благонамеренности компании-импортера, ввозящей продукцию.
Что и откуда проще ввозить
Из стран, где контроль за вывозом товаров с зарегистрированными торговыми знаками слабый или вовсе отсутствует, товары ввозить проще всего. В рамках параллельного импорта из РФ в КНР некоторые товары вывезти будет невозможно. К примеру, если будут заявлены торговые знаки, обладатели которых не разрешат такой экспорт из КНР. Вероятность наступления такого случая крайне низкая, но возможна. Последствием станет конфискация товара.
Выгоднее всего ввозить наиболее дефицитные в нашей стране товары – микроэлектронику, системы автоматизации и управления, телекоммуникационное оборудование, телевидеоаппаратуру, запчасти для авто-, мото-, спецтехники, химические компоненты, аналоги которых отсутствуют в дружественных странах. То есть продукция, попавшая под экспортные ограничения со стороны США, ЕС, Японии, Кореи и других стран.
Основные предполагаемые поставщики параллельного импорта – компании, которые и раньше поставляли такие товары в РФ. Только раньше они приобретали их у официальных импортеров в стране или завозили продукцию из-за рубежа с разрешения правообладателей, а теперь компании постараются избежать прямых закупок и попробуют найти поставщиков этих же товаров в третьих странах. Поставщиками станут компании, у которых есть налаженные контакты в дружественных странах, так как им будет проще найти нужных поставщиков на местах.
Кроме того, сейчас обсуждается создание госкомпании, которая будет импортировать определенную номенклатуру продукции, особенно важную для стратегических отраслей экономики и безопасности страны.
С июня можно ожидать сегментацию параллельного импорта в РФ. В долгосрочной перспективе по части товарных групп в стране поставщика могут появляться экспортные компании-консолидаторы. Однако здесь многое зависит от уровня покупательской способности в России и политической конъюнктуры по части такого «транзита» через буферные страны.
Что касается препятствий при ввозе таких товаров, то это воля поставщиков из недружественных стран и их официальных дилеров из нейтральных стран, если речь идет о реставрации действительно крупных и легко отслеживаемых цепей поставок.
Конъюнктура рынка перевозок, фрахтовые ставки, транспортные коридоры изменились кардинальным образом из-за пандемии и текущих событий. Так, фрахтовые ставки на контейнерные перевозки выросли в 5–6 раз. Европейские порты блокируют импорт и экспорт в Россию и из нее. Приходится искать альтернативные маршруты, восстанавливать забытые транспортные коридоры, прорабатывать новые. Сейчас крупнейшие грузопотоки идут из Китая и Турции.
Для российского бизнеса в настоящее время выгодно ввозить товары первой необходимости, фармацевтику, медтовары, товары повседневного спроса, предложение которых на рынке ограничено и имеет большую добавленную стоимость (в том числе одежда, электроника). Для бизнеса, способного участвовать в госконтрактах, целесообразно завозить груз для стратегических областей с точки зрения государства: оборонная промышленность, фармацевтика, медицина, космос, газотранспортная система, высокие технологии (в том числе электроника, атомная энергетика, IT), сфера добычи полезных ископаемых, инфраструктурная отрасль (например, транспорт).
Вполне возможно, что в первой половине лета возникнет путаница с работой по списку Минпромторга из-за появления вопросов к импортерам, которые не изучили или неверно поняли этот список. Реальные ограничения и препятствия могут возникнуть со стороны таможенных властей на момент прибытия первых отгрузок и отсутствия прецедентов. Возможны сложности с трактовками списка, так как для одних товаров указаны коды ТНВЭД, для других — только бренды, под которыми произведены товары, для третьих — оба параметра.
Источник: