РЖД просит правительство предоставить дополнительную надбавку к грузовому тарифу в 1% на обеспечение транспортной безопасности.
На фоне ведущихся и неутихающих военных действий становится очевидно, что транспортная безопасность – вещь необходимая. И дорогостоящая.
Говорят, что затраты на транспортную безопасность в 2022 году превысили 45 млрд руб. (1% индексации тарифа — меньше половины этой суммы).
Напомним, базовая индексация тарифа на грузоперевозки на 2024 год в соответствии с прогнозом социально-экономического развития планировалась на уровне 7,1%. Еще на 2% тариф должен вырасти за счет увеличения надбавки на капремонт (с 5% до 7%). В феврале обсуждали возможность допиндексации тарифа на 1% в 2024 году и на 2% в 2025 году на обеспечение транспортной безопасности в числе других тарифных инициатив.
Между тем отмечается серьезный рост тарифов ОАО РЖД в последние годы, заметно превышающий заложенные в долгосрочной программе развития монополии показатели (инфляция минус 0,1%).
Действительно, в 2022 году индексация была существенной — на 6,8% в начале года и на 11% с июня, давая итоговую к уровню 2021 года в 18,6%. И это без учета точечных повышений тарифа, в том числе отмены льгот для угольного экспорта. В 2023 году тариф вырос на 8% плюс дополнительный 1% на капремонт, а также была продлена отмена понижающих коэффициентов для экспортных перевозок угля и был повышен тариф на дальние перевозки руд и железнодорожных концентратов на экспорт через пограничные станции.
Рост финансовой нагрузки на ОАО РЖД в сфере обеспечения транспортной безопасности не объясняет сам по себе, почему эти расходы должны финансироваться за счет роста тарифа, а не прямой господдержки.
Источник:
https://www.kommersant.ru/doc/6136138