Ассоциация цифровых контейнерных перевозок (DCSA) объявила, что к 2030 году девять крупнейших морских перевозчиков, ее членов, обязуются полностью перейти на электронный коносамент (eBL). Компании стремятся преобразовать 50% оригинальных коносаментов в цифровые в течение пяти лет и 100% к 2030 году, чтобы ускорить цифровизацию контейнерной торговли.
Каждый год морские перевозчики выдают около 45 миллионов коносаментов, и, по данным DCSA, в 2021 году только 1,2% из них были электронными.
Отказ от бумажных коносаментов может сэкономить заинтересованным сторонам 6,5 млрд долларов США на прямых расходах, что обеспечит ежегодный рост мировой торговли на 30–40 млрд долларов США, улучшит потребительский опыт и повысит устойчивость, а также поспособствует достижению определенных климатических целей. Отмечается, что трансформация обмена документами через eBL будет способствовать оцифровке, что принесет пользу потребителям, банкам, таможенным и государственным служащим, поставщикам услуг морских перевозок и другим участникам морской цепочки поставок.
«Я рад, что перевозчики делают этот большой шаг к безбумажной торговле. Переход на 100 % eBL будет способствовать достижению наших климатических целей, поскольку мы движемся к нулевому уровню выбросов в 2050 году», — заявил Сорен Тофт, генеральный директор MSC.
«Необходимость цифровизации в логистике актуальна, и отрасль должна ускорить этот процесс», — отметил Винсент Клерк, генеральный директор AP Moller-Maersk.
Коносамент является одним из наиболее важных торговых документов в контейнерных перевозках, служащим правоустанавливающим документом, квитанцией о транспортируемой продукции и записью согласованных условий.
Напомним, DCSA была зарегистрирована в Нидерландах в 2019 году. В нее входят CMA CGM, A.P.Moller-Maersk, Hapag-Lloyd, MSC и ONE, Evergreen, Hyundai Merchant Marine, Yang Ming и ZIM.
Опыт грузовых авиаперевозок
Однако опыт индустрии грузовых авиаперевозок, которая с 2005 года пыталась внедрить электронные авианакладные (eAWB), показывает, что процесс цифровизации, скорее всего, будет не таким простым, как заявляется.
Комментирует глава IATA по цифровым грузоперевозкам Хенк Малдер: «Ошибка, которую мы совершили, заключалась в том, что мы сказали, что сделаем это через пару лет. Однако в течение первых пяти лет практически ничего не происходило. Затем мы перешли от 5% к 50% в течение примерно семи лет. Это не нравится государству в целом, не нравится таможне – всегда кто-то недоволен. Так что вы, вероятно, никогда не доберетесь до 100%. И это нас удивляет». Он добавил, что сейчас уровень внедрения может достигать 85%, но это был нелегкий процесс.
Отрасль грузовых авиаперевозок — это фрагментированная сфера деятельности со многими взаимозависимыми участниками. К примеру, авиакомпания может захотеть внедрить eAWB, но есть поставщики услуг, которые еще используют бумажные накладные. Поставщик услуг в свою очередь зависит от местного законодательства, сдерживающего его, или других клиентов, еще не перешедших на EAWB. Тогда встает вопрос о параллельном управлении бумажными и электронными процессами. В итоге внедрение откладывается. Таким образом, невозможность закрыть/отключить старые технологии – достаточно большая проблема.
Между тем, есть мнение, что судоходству будет легче принять электронные документы, поскольку игроков в отрасли занято меньше.
Источники:
https://theloadstar.com/shipping-adoption-of-e-bills-of-lading-wont-be-trouble-free-warns-air-cargo/