По итогам недели один из ключевых индикаторов состояния мировой торговли – индекс контейнерных перевозок – обвалился на 5% до 3970 долларов за контейнер. Что это значит? Доставка из Азии станет дешевле? Как это повлияет на торговлю между Россией и Китаем? Разбираемся.
Почему стоимость доставки снижается?
Во-первых, в Китае наблюдается ослабление производственного сектора. Во-вторых, индекс промышленных цен закрепился в отрицательной зоне, особенно резким снижение было как раз в августе. Снижение цен предприятиями говорит о превышении предложения над спросом как на внутреннем, так и на мировом рынке. По этой причине транспортные тарифы на доставку из Шанхая также снижаются, чтобы поддержать уровень спроса на китайские товары.
Не стоит забывать и о торговых ограничениях, которые, конечно же, усложняют ситуацию в международной транспортной системе. Это, например, повышение таможенных пошлин на импорт электромобилей из Китая. Военные конфликты, рост напряженности в мире также дестабилизируют ситуацию в международной торговле.
Как это понимать и что будет дальше?
Эксперты полагают, что мировой рынок скорее корректируется, нежели обвально падает. Ранее в этом году был зафиксирован значительный рост. То, что происходит сейчас, - это больше похоже на «отскок». Дно контейнерного индекса, ниже которого линии начинают терпеть убытки и сворачивать свои сервисы, составляет примерно 2500 долларов США. Таким образом, речь идет, скорее, о снижении сверхприбыли глобальных судоходных компаний, нежели о каком-либо резком обрушении рынка.
Вероятно, что к концу года значение индекса контейнерных перевозок повысится за счет роста мирового спроса, но сейчас весьма высок фактор неопределенности. Это может внести изменения в динамику цен на перевозку грузов, сложившуюся на мировом рынке.
А что с Россией?
Индекс контейнерных перевозок влияет на торговлю между Россией и Китаем, но только косвенно. Ключевое влияние оказывает динамика тарифов на доставку грузов между КНР, ЕС, США. Тем более ценообразование на доставку экспортных и импортных грузов из/в РФ имеет свою специфику из-за сложностей, связанных с риском вторичных санкций в отношении зарубежных компаний.
Российский рынок действительно во многом "ушел в себя" и не так сильно зависит от общемировых тенденций. Хотя в части аренды контейнерного флота, покупки и аренды оборудования (контейнеров) эта зависимость, пусть и не прямая, а опосредованная остается.
Кроме того, на рынке присутствуют азиатские и арабские перевозчики, которые при росте мирового рынка сокращали сервис на Россию и ставили флот на более премиальный рынок.
Снижение ставок в сфере отечественной логистики вызвано в том числе скоплением значительного количества контейнеров, находящихся в ожидании на пограничных переходах; а также сокращением планов по отправкам в Китай на 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Соответственно, на нашем рынке обвала цен ждать не стоит. Кстати говоря, эксперты не ждут и значимого роста цен, лишь небольшие корректировки, которые наблюдаются последние 2 месяца.
Хотя в целом падение мирового рынка выгодно рынку РФ. В таких условиях отечественный рынок становится премиальным для перевозчиков из дружественных стран и позволяет поддерживать конкуренцию с российскими операторами, которая в свою очередь позитивно влияет на качество сервиса и баланс цены.
Больше новостей на тему ВЭД, международной торговли и логистике вы найдете в ТГ-канале https://t.me/optimalogistic . Подписывайтесь!
Источник:
https://rg.ru/2024/09/22/stoimost-kontejnernyh-perevozok-pereshla-k-snizheniiu.html