Согласно исследованию Центра ценовых индексов, результаты которого приводит «Коммерсантъ», в декабре прошлого года железнодорожный экспорт контейнеров впервые в 2023 году превысил импорт. Так, груженый контейнерный экспорт составил 142,5 тыс. TEU, в то время как импорт находился на уровне 134,4 тыс. TEU.
Почему это случилось?
Во-первых, сократился контейнерный импорт, в первую очередь в портах Дальнего Востока, хотя обычно в декабре он растет перед новогодними праздниками.
В декабре сильнее всего снизились контейнерные поставки в Россию автомобилей (на 20%, до 29 тыс. TEU), электробытовых приборов (на 12%, до 7,3 тыс. TEU), бумаги и целлюлозы (на 15%, до 3,3 тыс. TEU).
По мнению аналитиков ЦЦИ, падение объемов импорта в декабре связано и с общим замедлением потребительской активности из-за высокой ключевой ставки ЦБ, а также сильного ослабления рубля осенью. Из-за этого некоторые импортеры могли отменить или отложить закупку товаров.
Участники рынка скорее подтверждают тренд на охлаждение контейнерного импорта.
Например, в FESCO говорят, что к концу 2023 года импортные отправки по железной дороге действительно стали замедляться. Это было связано с сезонным фактором и замедлением объемов поставок автомобилей. При этом экспортные отправки были достаточно стабильны. По итогам 2023 года импортные отправки превысили экспортные в 1,6 раза. Прежде в России экспортные отправки не превышали по объемам импортные.
В ГК «Дело» настаивают, что делать выводы из статистики одного месяца нельзя, так как логистические потоки в последнее время многократно резко меняются. Там отмечают, что фактический размер перевозок контейнеров на восток ниже спроса со стороны клиентов, и оценивают потребность в приросте экспортных контейнерных перевозок на восток более чем в 10%, не менее 25 пар поездов в сутки, что соответствует планируемому на 2024 год приросту провозной способности ОАО РЖД на восток. При этом ограничений импорта со стороны инфраструктуры в компании не наблюдают.
А что РЖД?
РЖД с приведенными ЦЦИ данными не соглашается и утверждает, что среднемесячный объем импортных перевозок груженых контейнеров в 2023 году составил 140,8 тыс. TEU, экспортных — 129,4 тыс. TEU.
Что дальше?
По оценкам аналитиков, зимой роста импорта не предвидится. Традиционно высокие объемы контейнерного импорта наблюдаются в январе, так как все грузоотправители стараются успеть до начала китайского нового года. Но в этом январе сезонного пика ожидать не стоит: потребительская активность низкая, а контейнеры перегружаются значительно дольше из-за погодных условий и задержек при подаче платформ. Восстановление объемов импорта ожидается не раньше весны.
Источник: