Накануне выходных потребность в высоком градусе особенно сильна, поэтому поддержим тему крепких напитков. «Коммерсантъ» проанализировал особенности сегодняшнего алкогольного рынка, в частности поставок зарубежного виски.
После начала СВО категория виски на алкогольном рынке заметнее всего ощутила влияние торговых ограничений. Diageo (Bell`s, Johnnie Walker), Beam Suntory (Jim Beam), Edrington (Macallan), Brown-Forman (Jack Daniel`s) и др. приостановили поставки или ушли с отечественного рынка. Однако часть брендов была разрешена к параллельному импорту.
За год, по июнь 2023 года, доля денежных продаж шотландского виски в РФ сократилась с 65,1%, до 61,2%, ирландского — с 9,9%, до 9,7%, американского — с 9,8%, до 5,6%. Доля виски из иных стран за тот же период выросла с 8%, до 14,7%.
Откуда везут?
По итогам текущего года Китай может войти в десятку крупнейших поставщиков виски и топ-20 экспортеров крепкого спиртного в Россию. В январе—октябре ввоз крепкого алкоголя из Китая год к году вырос в десять раз, до более 464 тыс. л, из которых 421 тыс. л пришлась на виски. Это соответствует шестому месту среди стран—экспортеров виски в РФ и превышает в том числе показатели Японии, откуда ввезено менее 400 тыс. л. Помимо Китая заметный рост импорта виски отмечается из Индии. В январе—октябре ввоз напитка из страны вырос в восемь раз, до более 742 тыс. л.
Весь импорт виски в РФ в январе—октябре после прошлогоднего спада вырос в 2,3 раза год к году, до 30,49 млн л.
Сложная ситуация
В категории виски на российском рынке ситуация остается сложной, и нехватка продукции во многом компенсируется поставками брендов, разрешенных к параллельному импорту. При этом занимающиеся разливом виски российские компании могут сталкиваться со сложностями с закупкой шотландских спиртов, за которые сохраняется высокая конкуренция.
Текущие поставки китайского виски скорее носят тестовый характер, и без успешных маркетинговых решений, способствующих продвижению брендов, существенно расширить продажи будет сложно.
Специалисты алкогольного рынка сомневаются, что российский потребитель «накинется» на китайский виски. Ведь этого не произошло с уже неплохо представленным в стране индийским виски. Получается, нашему брату китайская, японская и иная «экзотика» не сильно интересна. Потребители хранят верность напитку из Европы.
Источник:
https://www.kommersant.ru/doc/6352838